«Параджанов великий кинорежиссер с трагичной и невероятной судьбой. Его поэтическое кино потрясло современников. Им восхищались Феллини и Вайда, Форман и Тарковский»...
Эльдар РЯЗАНОВ
Параджанов — народный артист УССР (с 1990 года), лауреат Госпремии Украины имени Тараса Шевченко (посмертно, 1991 г.). Решением ЮНЕСКО 1999 год был назван его годом. Его имя также присвоено планете №3963.
ПАРАДЖАНОВ — ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
Параджанов — великий кинорежиссер с трагической, невероятной судьбой. Тбилисец по месту рождения, армянин по национальности, москвич по образованию, ибо учился во ВГИКе, где его Учителем был крупнейший украинский режиссер Игорь Савченко. Потом много лет он жил в Киеве, работал на киностудии имени Александра Довженко. Фильмы «Тени забытых предков» (1964 г.) и «Цвет граната» (1969 г.) сделали имя Параджанова известным всему миру. К сожалению, в Советском Союзе его знали только коллеги-кинематографисты да киноманы из публики. Его поэтическое, своеобразное, непривычное кино демонстрировалось «вторым экраном», в небольших кинотеатрах. Поэтому, как говаривали тогда, «Параджанов был широко известен в узких кругах». Правда, в эти «узкие круги» входил весь цвет мирового кинематографа. Им восхищались Феллини и Вайда, Форман и Тарковский...
В жизни Сережа был необычным человеком, он был свободен во всех своих проявлениях, обожал дарить подарки и делал это беспрерывно. Он был человеком, очень чувствующим красоту, настоящим художником, рабом Красоты с большой буквы. А в быту он представал необычайно экстравагантной личностью, первое впечатление от него было сногсшибательным. Он любил карнавальные костюмы, красочные одежды, шляпы, шарфы. Он старался всегда в повседневной будничной жизни придумать праздник, создать его, вовлекая в свои творческие фантазии соседей, друзей, знакомых, а частенько и незнакомых людей. Если люди не знали, что это знаменитый режиссер, то некоторые, если не большинство, принимали его попросту за городского сумасшедшего. В своем стремлении устроить праздник, необычно разодеть окружающих, украсить их Параджанов был неудержим и неистощим. Шторы, покрывала на кроватях, кашне, галстуки, корзины, тазы, трости - благодаря его бурной фантазии все шло в ход. В квартирах он не только переодевал мужчин и женщин, но и переставлял мебель, перевешивал занавески, устраивая необыкновенные декорации. Его фантазия и его энергия были неуемны. Он был очень «рукаст». Его, казалось, не аристократические пальцы были способны и мастеровиты, подвижны, изобретательны. Он увлекался коллажами, и все, что было под рукой, годилось для создания необычайных, очень образных картин. Я видел ряд его коллажей у Лили Брик, которые он присылал ей из лагеря, где просидел четыре года.
Еще Параджанов был фанфарон и хвастун, темперамент «заносил» его. Ему ничего не стоило приврать ради красного словца. Он оговаривал себя всяческими домыслами: о своих, с советской точки зрения, сомнительных друзьях за рубежом или о своем несметном богатстве. Или о миллионерах, которые делали ему фантастические подарки. В гуще этого вранья попадалось и немало правды. В частности, все, что он думал о ничтожных министрах кино, о глупых секретарях ЦК КПСС, которых он «молотил» безо всякого удержу. Он не мог жить несвободным, он никогда не задумывался, что можно говорить, а чего - нельзя. Вся эта болтовня и послужила причиной того, что разъяренные коммунистические боссы решили упрятать его за решетку. Его арестовали, а потом долго искали, что же ему инкриминировать. В вариантах было все что хотите: и спекуляции бриллиантами, и сексуальные домогательства, обсуждался даже вариант изнасилования, вменялась в вину поддержка секс-меньшинств и т.д. Его осудили на пять лет. Дело было дутое, грубо сфальсифицированное. И у Сережи началась каторжная жизнь. У него было слабое здоровье: и диабет, и больное сердце, и еще немало всяческих хвороб. В лагере он был прачкой, сторожем, дворником, швеей. Зона ломала его. Его письма, особенно в первый год, были полны отчаяния и слез.
А на воле его друзья и почитатели, среди которых были Сергей Герасимов, Майя Плисецкая, Юрий Никулин, Сергей Бондарчук, Белла Ахмадулина и, наконец, Лиля Брик, принимали героические усилия к его освобождению. Он ежедневно переписывался с Лилей Юрьевной, посылая ей маленькие коллажики, шедевры, сделанные им в неволе. Маленькими они были потому, что должны были помещаться в конверте. В ход шло все: куски колючей проволоки, сухие ветки деревьев, крышки ржавые гвозди, куски фотографий. На многих коллажах он вместо подписи рисовал свой профиль с нимбом из колючей проволоки. В зоне Сергей на кефирной крышке процарапал профиль Пушкина и не только его, чем повеселил каторжных сосидельцев. Он не дожил до того, когда Феллини придумал отлить по одной из таких кефирных крышек серебряную медаль, каждый год на кинофестивале в Римини, родном городе великого итальянца, этой медалью награждается лучший фильм фестиваля. Однажды, когда мой самый близкий друг, Василий Катанян, который обожал Сережу, всю жизнь переписывался с ним, сводил его со знаменитыми деятелями культуры, в том числе с Лилей Брик (они ездили друг к другу в гости, делали друг другу подарки и т.д.), - так вот, когда Вася отправлял письмо Сереже в лагерь, он спросил Лилю Юрьевну, что приписать от нее. Она ответила: «Напиши ему, что мы буквально грызем землю, но земля твердая».
Потом Белла Ахмадулина напишет о Сереже: «Он был виноват в том, что свободен».
Хлопоты в Союзе и за рубежом не приводили ни к чему. Тогда Лиля Юрьевна попросила мужа своей сестры Эльзы Триоле, знаменитого на весь мир поэта Луи Арагона приехать в Москву, в которую он принципиально не ездил много лет, будучи возмущенным политикой нашей страны. Советский Союз очень хотел замириться с Арагоном. Л.Ю. Брик уговорила Арагона откликнуться на очередное приглашение Советов для того, чтобы перед Брежневым похлопотать об освобождении Параджанова. Вождь, который даже никогда не слышал фамилии опального режиссера, милостиво откликнулся на просьбу великого французского поэта-коммуниста.
Сергея освободили из лагеря на год раньше срока.
После освобождения Параджанов в конце 1977 года покидает коварный Киев и переезжает на родину в Тбилиси. Тут и происходит встреча с Юрием Мечитовым, автором книги, с которой вы, дорогие читатели и зрители, имеете удовольствие ознакомиться. Юрий стал не только «личным» фотографом, но и другом, который сберег для нас множество фактов, случаев, жизненных деталей, чудачеств, хозяйственных привычек, художественных пристрастий, сберег уйму как бы мелких будничных событий в жизни этого великого неповторимого человека, запечатлел лица параджановских соседей и друзей.
Вы увидите фотографии странного, непредсказуемого фантазера, художника (иногда он кажется юродивым), доброго, бедного, но щедрого человека, увидите многих его друзей; среди них Софико Чиаурели и Василий Катанян, Тонино Гуэрра и Лора Яблочкина, Гаяне Хачатурян и Георгий Данелия, Алла Демидова и Владимир Высоцкий, друзья детства Сергея и его соседи, Георгий и Эльдар Шенге-лая, Котэ Махарадзе и Андрей Тарковский, Майя Плисецкая и Резо Чхеидзе, Додо Абашидзе и Маргарита Терехова, Зураб Кипшидзе и Верико Анджапаридзе, Резо Эсадзе и многие другие замечательные деятели культуры Грузии и России. Кроме того, в книге — бесценная фотолетопись съемок фильмов «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб».
А главное, на каждой странице предстает живой, неприкрашенный, а иногда, наоборот, разукрашенный, как петух, веселый и грустный, занятый или работой над очередным коллажем, или пирующий с друзьями, или работающий на съемочной площадке неугомонный фантазер, прекрасный друг, талантливый художник, гостеприимный хозяин, радующийся, озорной, буйный выдумщик — замечательный человек-праздник Сергей Параджанов.
Эльдар Рязанов
ISBN 978-9941-0-1754-4
464 стр.
Формат 70х100/8
Цена: 3500 руб.
Автор: Мечитов Юрий
Раздел: Альбомы
мне как тбилисцу очень радостно видеть,что есть еще люди,способные издавать такие серьезные книги в наше сложное и смутное время,когда,кажется, рухнули все мосты,особенно в гуманитарном пространстве...спасибо Вам !
03.11.2024, иван