Его называют классиком и лучшим писателем своего поколения. Но о его творчестве и частной жизни порой говорят безо всякого уважения – даже в дни юбилея.
На сайте газеты The Guardian можно посмотреть фотохронику жизни Эмиса. Газета Independent публикует подборку высказываний его поклонников и недоброжелателей… Трудно найти современного английского писателя, у которого была бы столь же противоречивая репутация в литературной среде, как у Мартина Эмиса.
Мало чьи романы порождали в Британии столь же бурные споры и литературные битвы, как книги и эссе Эмиса. Часть критиков считает его enfant terrible английской литературы, высокомерным женоненавистником и снобом, который бы никогда не преуспел без помощи своего знаменитого отца – писателя Кингсли Эмиса. Однако не меньше тех, кто считает его блестящим стилистом, крупным и оригинальным романистом, талантливым эссеистом и публицистом. По мнению этой группы критиков, романы Эмиса демонстрируют новые грани современного реализма и насыщены глубокими размышлениями о судьбах современной цивилизации, проблемах культуры, политики, феминизма, постмодернизма и собственного старения.
Надо сказать, что личная жизнь Мартина Эмиса давно стала темой желтой прессы – редкая честь для серьезного писателя. Что касается обвинений в помощи и покровительстве отца, то Эмис с большой откровенностью описал свои отношения с ним в мемуарах 2000-го года, названных «Опыты». Он утверждает, что отец абсолютно не интересовался литературными делами сына. «Могу указать на то место в моем романе „Деньги“, который я послал отцу, где он прекратил его читать, а затем выбросил, – пишет Эмис-младший. – Он всегда обвинял меня в нарушении норм и правил, флирте с читателем и переносе внимания на собственную персону».
Первый же роман Мартина Эмиса «Бумаги Рейчел» (1973 год) был удостоен литературной премии Сомерсета Моэма как лучший дебютный роман. С тех пор редкий шорт-лист Букеровской премии обходится без его книг. Последний роман Эмиса «Беременная вдова», опубликованный в 2008 году, упрочил его репутацию самого проблемного и саркастичного из живущих английских писателей.
Мартин Эмис не устает повторять, что литература – это непрестанная борьба с банальностью. Таково его литературное кредо.
Эволюция писательского стиля Эмиса от ранних сатирических и комедийных романов 70-х годов – таких, как «Бумаги Рейчел», «Мертвые младенцы», «Успех», – к его зрелым сочинениям, в частности, шедевру 1984 года "Деньги: предсмертная записка", демонстрирует огромное расширение тематического диапазона, невиданное ранее стилистическое разнообразие письма и обретение изощренной литературной техники.
Мартин Эмис не только влиятельный писатель, но и не менее влиятельный общественный деятель. Славу ему принесла публицистика, в которой он откликается на самые животрепещущие темы современности: страх ядерной катастрофы, терроризм, исламский фундаментализм и столкновение цивилизаций, гибель высокой культуры и проблемы массового общества. Наиболее полно эти темы звучат в его трилогии «Информация», которую литературные критики считают образцом писательского мастерства Эмиса.