Почти одновременно аналогичный проект запустила и специализирующаяся на B2B-изданиях медиагруппа "Актион". Для цитирования книг издателям даже необязательно покупать на них права.
О запуске нового проекта Михаил Иванов вчера сообщил в собственном блоге. Вместе с партнером Вадимом Колотниковым, членом совета директоров Национального банка сбережений, он создал компанию Smart Reading, которая займется продажей по подписке электронных версий сжатого пересказа известных бизнес-книг. По данным Kartoteka.ru, господину Иванову принадлежит 39%, а господину Колотникову — 61% ООО "Смарт Ридинг". ООО зарегистрировано в ноябре 2013 года. В том же месяце "Ъ" сообщал, что Михаил Иванов рассматривает возможность продать свои 20% в "Манн, Иванов и Фербер", исходя из оценки всего издательства в 850-950 млн руб. В марте его долю выкупил основной акционер компании — "Эксмо", — а сам господин Иванов, судя по информации на странице в Facebook, переехал в Колорадо.
Smart Reading продает корпоративную подписку на электронную библиотеку краткого пересказа бестселлеров деловой литературы и non-fiction, в том числе, например, книги Дейла Карнеги, Ричарда Брэнсона, Малкольма Гладуэлла. Стоимость годовой подписки — от 99 тыс. до 499 тыс. руб. в зависимости от размера компании. Среди первых клиентов "Росгосстрах" и ING Bank, утверждает Михаил Иванов. Он также приводит в пример президента Сбербанка Германа Грефа, который "заставляет своих людей читать книги о бизнесе". Сбербанк раньше уже обращался в издательства с предложением подготовить выжимку деловых книг "с контрольными вопросами на понимание прочитанного" для сотрудников.
Аналогичный проект — "Главная мысль" — в начале мая запустило издательство "Генеральный директор" (ЗАО "Бизнеском"; входит в медиагруппу "Актион"), выпускающее одноименный ежемесячный журнал. Он ориентирован на частных клиентов, стоимость подписки для которых составляет 1,5 тыс. или 3 тыс. руб. в зависимости от количества книг. "К концу года мы хотим подписать около 10 тыс. клиентов, на данный момент их несколько сотен", — говорит издатель "Генерального директора" Алексей Бояркин. Основные клиенты, по его словам, руководители высшего и среднего звена, которым, таким образом, не нужно "выбирать книги из огромного множества" и тратить время на чтение "воды".
На пересказ книг специальные права не нужны, так можно выпускать литературу из издательского портфеля любых компаний, пишет господин Иванов. "Когда мы выяснили это, я почувствовал себя ребенком в детском магазине, у которого есть деньги на все игрушки", — радуется он. Российское законодательство позволяет в ограниченном объеме цитировать произведения без договора с правообладателем, подтверждает господин Бояркин.
Это не первые попытки наладить в России аналогичный бизнес. Еще в 2007 году Елена Масолова, будущий основатель сервиса Darberry, запустила проект Smart-kniga, также специализировавшийся на кратких обзорах бизнес-книг, но просуществовавший недолго. "Стало понятно, что этот бизнес достаточно быстро достигнет потолка и его оборот будет максимум $1 млн в год", — объясняла потом госпожа Масолова Forbes. На глобальном уровне такой бизнес развивает швейцарская getAbstract, издающая пересказы, в том числе и на русском языке. Среди ее клиентов — Microsoft, DaimlerChrysler, Ernst & Young, SAP.
По данным отчета Роспечати, в 2012 году на деловую литературу приходилось 13,7% всех продаж книг в России, то есть около 8,2 млрд руб.
Павел Белавин