Был Василий Шевченко человеком скромным и спокойным, говорил негромким голосом, одевался со вкусом. Работая в Художественном фонде, развивал личное творчество. Свои работы подписывал аббревиатурой имени — ВИШ. Для них он собирал и использовал колера, то есть красочные смеси для плакатов, которые оставались после работы от других художников. Несмотря на то, что Шевченко жил довольно скромно и не имел серьёзных карьерных помыслов, в глубине души хотел быть авторитетом для молодых художников. Они приходили к нему домой, за чаем обсуждали живопись и литературу. Среди них был скульптор Евгений Вольфсон, впоследствии сделавший бюст на его могилу. Из коллег его поддерживал более всех Михаил Виноградов, сам нестандартно мыслящий художник. Остальные же были настроены либо негативно, либо равнодушно.
А потом как-то был смотр работ на экспозицию монументального искусства в Выставочном зале, и Шевченко тоже посоветовали показать работы. Показал, и они понравились московским художникам из выставкома (выставочная комиссия, которая отбирает работы для выставки. — Прим.ред.). После этого начали к нему приезжать галерейщики из Москвы, в том числе и из Музея наивного искусства. Жена художника утверждает, что он дарил свои работы, потому что его они уже не устраивали. Устраивают только тогда, когда он над ними работает. С ним и его творчеством начали считаться, и в 1989 году прошла персональная выставка Шевченко в Московской галерее современного искусства. В 1990 году он был принят в члены Международной Федерации художников ЮНЕСКО и, наконец, в 1991 году — в Союз художников СССР.
***
О чём рассказывает нам Шевченко? О самом простом и важном — о войне, о любви, об экологической катастрофе и о людях. Он не пытается эстетизировать эти вещи, превратить в симпатичный товар. И для выражения своих мыслей художник прибегает к неоднозначным образам, который порой творит сам. Он создаёт целый мир со своей погодой, религией, населяет его. И знакомясь с этим миром, как-то сразу чувствуешь, что Шевченко просто показывает своею реальность, что он ничего не выдумывает, что ему чужда умозрительность и желание шокировать.
Там есть образы загадочные, даже пугающие, и они все что-то значат; его петухи и коровы — олицетворение каких-то языческих духов, не принадлежащих ни добру, ни злу, но обладающих несомненной силой Земли. Например, символ осени — птица, Новый год — огромный красный петух, ночь является в виде коня («Вольный Дон-Ночь» (1991)). Привлекают сказочные птицы с головами женщин. В русской мифологии это птица радости Алконост и птица печали Сирин. Этот образ встречается в картине «Ноктюрн» (1990) и «Русская зима» (1996). Некоторые образы взяты не из русской, а из европейской культуры. Например, в картине «Пастушка» (1993) можно разглядеть Европу и Зевса. Часто встречаемый образ — обнажённая женщина на петухе или лошади. Кажется, что это наглядная иллюстрация для книги Откровения в Библии, где сказано, что придёт Зверь Апокалипсиса, на котором воссядет великая блудница («Лето» (1991), «Цирк» (1993)). Есть у Василия Шевченко и цикл работ, являющихся предзнаменованием экологической катастрофы, есть работы на политические темы.
Автор: Шевченко Василий Иванович
Раздел: Самые новые
На эту книгу не было комментариев.