В дискуссии приняли участие: Евгений Абов, заместитель гендиректора «РГ» по международным проектам, руководитель Russia Beyond the Headlines, вице-президент Всемирной новостной и газетной ассоциации «WAN-IFRA», Андрей Бинев, писатель, сценарист, лауреат премии Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям и Союза журналистов Москвы «Лучшая книга журналиста 2013 года»; Сергей Турко, главный редактор издательства «Альпина Паблишер»; Дмитрий Морозов, писатель, педагог, журналист; Александр Марков, писатель, журналист, телеведущий; Елена Шитикова, исполнительный директор ГИПП.
Извинившись за небольшую задержку, Евгений Абов, модератор дискуссии, начал с оглашения неутешительной статистики, говорящей о том, что Россия — один из отстающих игроков на рынке электронного контента (видео, игры, книги), а в странах-лидерах в этом секторе, бумажные книги и СМИ ускоряющимися темпами заменяются электронными. В связи с этим на повестке дня вопрос: российский потребитель не покупает книги и продукты масс-медиа в электронном формате из-за привычки к традиционной бумаге или из-за засилия пиратского контента в интернете, а бумажные источники информации и у нас в стране теряют свою актуальность? Также Абов поинтересовался, какими путями издатели и государство могут привлечь внимание потребителей к книгам.
Затем Евгений предоставил шанс высказаться всем спикерам по очереди.
Андрей Бинев выступил первым. Он заявил, что «как никогда не умрет театр с появлением новых изобразительных средств, так и бумажные источники информации не исчезнут». Позже он, несмотря на свой оптимистичный взгляд на будущее книг, добавил, что «русскому человеку несвойственно искать тенденции, направленные в цивилизованное русло… мы всегда ищем, как проскочить, проскользнуть». Именно поэтому для России характерен столь высокий спрос на продукты пиратской деятельности.
Затем яркий монолог выдал Дмитрий Морозов. «Издатели сами подрывают рынок, пытаясь угодить спросу», — говорил он, постепенно переходя на патетический тон, — культура размышления о прочитанном уходит, на полках магазинах все больше литературы легкой, примитивной. В современных сериалах положительные герои не читают книг, не ищут в них решения своих проблем». Досталось от Дмитрия и российской системе образования детей: «Современная молодежь не работает за компьютером, а развращается… у них «клиповый» образ мышления. Я педагог с двадцатилетним стажем, а потому знаю, о чем говорю. Современной молодежи не привит вкус к книгам… нужно воспитывать детей, поднимать уровень интеллекта в обществе».
«Дети начинают читать, когда видят пример», — ответил Морозову Сергей Тарко. Мировой рынок печатных изданий, по его словам, сокращается на девять процентов в год: «Стоит только взглянуть на пустующие места на книжных ярмарках по всему миру. Когда ходишь по таким ярмаркам и видишь, что многим издателям банально нечем заполнить полки, приходит понимание того факта, что не только в России книгораспространители испытывают проблемы». Но Тарко оптимистично смотрит в будущее: «Книги никуда не денутся. Раньше много крика было слышно от издателей из-за того, что они не понимали, как их продавать». Свои слова Сергей подтвердил нехитрой статистикой: «В России в 2013 году объем легального электронного контента составлял 500 миллионов рублей, а в 2012 — всего лишь 260 миллионов, то есть темп роста — порядка 100% в год, что внушительно, хотя в 2014 он, конечно, будет немного меньше». Тарко уверен в том, что и проблема пиратства в недалеком будущем будет решена: «Глобальный тренд движется в сторону общечеловеческих ценностей, повышения уровня сознательности в обществе, и поэтому люди в развитых странах начинают платить за интеллектуальный труд, имея возможность пользоваться услугами пиратов». В поддержку Морозова он заявил следующее: «Государство должно приучать людей к тому, что знание — это свет, а нашему государству, к сожалению, умные люди не нужны, а нужны винтики в громадный механизм. Оно это практически открыто демонстрирует!»
В качестве примера преуспевающего издательства, Сергей привел «Альпина Паблишер», деловое издательство, которым он, собственно, и руководит: «За 2013 год мы выросли на 40%... чем больше развивается сектор деловой литературы, тем более популярными среди потребителей становятся психологические книги о саморазвитии, о воспитании личности». Тарко полагает, что «Альбина» растет благодаря грамотному подходу к выбору книг для издания: «Мы отталкиваемся от спроса, внимательно изучаем ситуацию на рынке». Также немаловажным фактором он считает уделение внимания общению с читателями: «Необходимо вести публичную работу с читателем… он должен знать издателя и его подход к работе».
Наиболее лаконичной из всех спикеров была Елена Шитикова: «По-моему, существует электронное лобби, которое преувеличивает значение цифровых носителей. Мне, например, гораздо удобнее читать газету, не отвлекаясь на электронные оповещения, «вылезающие» на экранах девайсов».
По словам выступавшего вслед за Еленой писателя-фантаста и журналиста Александра Маркова «на книжном рынке есть продукты всех ценовых категорий». «Существуют дорогие магазины, торгующие книгами, сделанными очень качественно, «Букинист», в котором цены значительно ниже. Бесплатно можно взять книгу в муниципальной библиотеке, а в некоторых домах возникают и стихийные библиотеки, организованные силами жильцов». Он же упомянул и о плачевном положении писателей в России: «Сейчас конкуренция у писателей очень высокая… бумажной продукцией нельзя заработать, (тот, у кого тиражи по десять тысяч экземпляров, вынужден искать сторонние заработки) и ситуация не изменится, пока в интернете не будет наведен порядок». Однако такое положение дел не возмущает Маркова: «Мне удобнее зарабатывать на телевидении и писать исключительно в свое удовольствие». Он «не считает для себя возможным опираться на спрос в процессе разработки и написания произведений». Тарко парировал: «В non-fiction и деловой литературе куда проще попасть в спрос, чем в таком жанре, как фантастика».
Выслушав каждого из спикеров, Абов дал слово публике. Прозвучало несколько предложений, самые любопытные из которых: внедрять инновации в бумажные носители и делать из библиотек социально-культурные центры для того, чтобы люди обсуждали там книги, рефлексировали.
Книжная индустрия, а вместе с ней и огромное количество бумажных СМИ, сегодня находятся в несколько подвешенном состоянии, ведь преимуществ у такого рода источников информации со временем становится все меньше в связи с активнейшим развитием технологий. Почему же экспертам в этой области так хочется верить в их будущее? Они любят бумажные книги и газеты, и, как правильно было отмечено, любовь эта приходит из детства. Будем верить и мы.
Никита Камитдинов