Три грандиозные женщины. Актрисы от Бога. Может быть, самые знаменитые и самые популярные за всю историю отечественной театральной и кинематографической жизни ХХ века. Старшая – Фаина Георгиевна Раневская, средняя – Рина (Екатерина) Васильевна Зеленая, младшая – Татьяна Ивановна Пельтцер. У каждой за долгую жизнь – десятки ролей в кино и театре, множество наград и всенародное признание. У каждой – очень трудный характер, знаменитая легендарность и чрезвычайно драматическая судьба.
Все три – ровесницы ХХ века. Раневская родилась за четыре года до его начала, Зеленая и Пельтцер – в первом пятилетии. Это, безусловно, повлияло на всю их дальнейшую жизнь, и в процессе ее у каждой сложилось своё отношение ко всему вообще, и это отношение в значительной своей части, а может, и во всех частях, отличается огромной глубиной и блестящим остроумием. Ведь только теперь мы начинаем понимать, что имела в виду Фаина Раневская, когда говорила: «Народ у нас самый даровитый, добрый и совестливый. Но практически как-то складывается так, что постоянно, процентов на восемьдесят, нас окружают идиоты, мошенники и жуткие дамы без собачек. Беда!» А что говорила Рина Зеленая? Она говорила: «Представьте себе на минуту, что было бы на земле, если бы люди вдруг решили говорить друг другу всю правду в лицо!», и мы, опять же, сегодня начинаем понимать мудрость великой актрисы. А когда Татьяна Пельтцер однажды произнесла: «Я могу на х.. послать любого, но не все туда идут», ее современники несколько опешили от такой откровенности. А мы теперь в современных условиях повышенной откровенности тем более ясно представляем, о каком «любом» говорила замечательная Татьяна Ивановна.
Они и о старости высказывались с тем же терпким остроумием. Фаина Раневская: «Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости». Рина Зеленая: «Бог покарал меня долголетием». Татьяна Пельтцер: «Когда-то я мечтала, чтобы мои портреты были на афишах. А теперь лишь бы не на туалетной бумаге!». Словом, все три великие женщины и в очень преклонном возрасте не утрачивали иронического отношения к жизни. Не без привкуса горечи. А как же без него?
Все три были подругами долгие годы. Пельтцер души не чаяла в Раневской, Раневская в Пельтцер, Рина Зеленая в них обоих, а обе они в Рине Зеленой. При этом все три иногда ссорились, а иногда подшучивали друг над другом. И все три – выдающиеся характерные актрисы со своим, подчас безжалостным, отношением к «искусству перевоплощения». «Я не признаю слова «играть», - настаивала Фаина Раневская. - Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно». Рина Зеленая, также знаменитая своим чувством юмора, признавалась: «Иногда при встрече со мною режиссеры и сценаристы, всплескивая руками, кричат: - “Ах, батюшки мои! Как же про вас забыли? Был чудесный эпизод! Вы бы так прекрасно это сыграли!”» Татьяна Пельтцер однажды на весь зал сказала: «Ни один спектакль от репетиции лучше не становится». И эти ее слова неоднократно повторял выдающийся режиссер Марк Захаров, утверждая, что никто никогда ничего более точного о процессе создания спектакля не говорил.
Актерский диапазон у каждой был необозримый. Сыграть могли все при любых условиях, в любых обстоятельствах, при любой погоде и даже у самых «ненавистных режиссеров», которых на самом деле очень любили. Вот именно, что всё. От комедии до трагедии, трагифарса и очевидной сатиры на не очень умное человечество. И если сверхпопулярная реплика «Муля, не нервируй меня!» из знаменитой комедии «Подкидыш» всю жизнь преследовала Раневскую и сильно ее донимала, то в спектакле «Дальше – тишина» сыгранная ею роль была трагической – из-за продажи дома очень пожилые герои, прожившие вместе пятьдесят лет, вынуждены расстаться. Пельтцер в «Проснись и пой» играла мудрую и ироничную тетю Тони Карлашевскую, на всю жизнь сохранившую память о каждом из пяти любимых ею мужей, а в, казалось бы, простеньком фильме «Свадьба с приданым» ее героиней была пьяница и картежница Лукерья Похлебкина, «антисоциальный элемент» с неповторимым пельтцеровским обаянием. Рина Зеленая о своей роли мисс Хадсон в картине «Приключения Шерлока Холмса», сыгранной ею в 77 лет, говорила: «Я никогда в жизни не играла мебель, и мне это нравится», но каждая реплика ее была, что называется, «непосредственно в точку». Она же была знаменита и тем, что читала с эстрады от имени детей и детскими голосами рассказы: «…рассказывать маленькие новеллы от лица ребёнка нужно было так, чтобы зал тебе поверил. Пустое подражательное кривлянье и сюсюканье недопустимо, оно просто оскорбляет и взрослых, и ребёнка».
Зал театральный и кинозал верили всему, что делали на сцене и экране эти три великие женщины. Люди немедленно узнавали их голоса как в кадре, так и за кадром; их голосами говорили герои мультфильмов и сатирические персонажи всесоюзного киножурнала «Фитиль»; эпизодической героиней юмористических сюжетов в «Кабачке “13 стульев”» была Татьяна Пельтцер. И все три были эпизодическими героинями множества иных сюжетов, принесших им признание широких слоев населения и восторженные отзывы профессиональной критики.
Почему-то ни разу не снялись они вместе ни в одном кинофильме и никогда не играли в одном спектакле. На чьей совести это упущение, мы не знаем. Мы только можем еще и еще раз вспоминать их разнообразные роли, многие из которых были не очень большие, но гениальные. А еще мы постарались разместить под одной твердой и цветной обложкой очень хорошие рассказы о каждой из них и, главное, их собственные рассказы о себе. Кое-что, наверное, оказалось за пределами этих захватывающих рассказов. Но ведь «три великие старухи» и отличаются, помимо огромного таланта, еще и бесконечной сложностью того, что началось в их детстве, продолжилось в юности, а затем и в зрелые годы. И тут уж как ни поворачивай, с какой стороны ни рассматривай, а получится одно и то же: каждая из них – великая «женщина-театр». И на сцене, и на съемочной площадке, и в жизни.
Владимир Вестер
Автор: Смолин Игорь (составитель)
Раздел: Самые новые
На эту книгу не было комментариев.