Изучив Adult, мы поняли, что не помним ни одного по-настоящему популярного женского порножурнала, тогда как подобных изданий для мужчин — пруд пруди. По просьбе портала Wonderzine журналист Элина Чеббоча покопалась в архивах, нашла четыре женских порножурнала, пролистала сотни страниц с обнаженными мужчинами и даже подняла среди ночи друга-американца, чтобы найти нужную информацию в университетской библиотеке, — все для того, чтобы проследить судьбу женского эротического глянца с 70-х и до нашего времени.
Бум эротической литературы в России пришелся на начало 90-х, когда в каждой семье в туалете хранился выпуск газеты «Спид-Инфо» — дикого, неправдоподобного и пошлого издания. Обеспокоенные читательницы рассказывали, как муж заставлял их спать со всеми членами семьи, и спрашивали — это правильно, или бежать? Эксперты успокаивали: у некоторых народов это нормально (но у каких именно, не уточняли). О человеческих разговорах в сопровождении эротических картинок русским женщинам приходилось только мечтать, в то время как их зарубежные подруги переживали кризис: пенисы надоели, а вот почитать было бы интересно, да нечего. К началу 90-х у американок уже был свой главный порножурнал для женщин — Playgirl, который к тому времени совершенно не отвечал запросам аудитории.
Playgirl появился в ответ на хефнеровский Playboy во время бума феминизма в США в 1973 году. Первый выпуск журнала был похож на эротический арт-вариант Сosmopolitan с бесконечными текстами про гороскопы, путешествия, косметику и мужчин и сопровождался застенчивыми фотографиями усатых красавцев. В нем не было полностью голых мужчин, поэтому журнал вызвал у публики смешанную реакцию: на развороте скромно позировал Лайл Ваггонер в плавках, с гитарой, в обнимку с супругой и цитатой «Моя жена — очень независимая женщина», а недовольные читательницы строчили гневные письма в редакцию с вопросом «Где, собственно, пенис?». Ко второму выпуску редакторы исправились, и журнал в буквальном смысле заколосился. Какое-то время Playgirl заигрывал с формой и притворялся то эротическим журналом для хорошеньких женщин, то рупором эмансипации с серьезными политическими репортажами, — разумеется, эти выпуски проходили без обнаженки. Нагота стала повсеместной, и к нулевым Playgirl уподобился взбесившемуся подростку: среди голубых и оранжевых разделителей голые мужчины со стояком позировали вприсядку на фоне пальм и ковров. Голяк и стояк, однако, отвадили от журнала женскую аудиторию, и в феврале 2010-го представитель Playgirl совершил каминг-аут: 80% читателей издания были геями. Создатели на декаду упустили момент, когда женщины вспомнили про «а поговорить?», и вместо идеальных до зевоты прессов и огромных пенисов захотели backstreet-парней в клетчатых рубашках и очках, которые точно хороши в постели, но не тычут динь-донами в лицо живому человеку с разворота журнала. Какое-то время Playgirl издавался и в России. Он состоял из перепечатанных фотографий американских ню-моделей, небольших интервью с русскими поп-звездами и их скромных фотосессий. Дима Билан до сих пор винит ту самую серию почти монашеских фото за появившиеся впоследствии слухи о его гомосексуальности. Playgirl Russia прошел практически незамеченным, хотя и провел здесь пять лет, оставив после себя в интернете несколько восторженных отзывов от владивостокских геев: «Достойная елда напоказ».
В незаполненную нишу в 2009 году вошли британцы с журналом Filament. Они позиционировали себя как «любимчиков думающих женщин» и ориентировались на соответствующую аудиторию: «No Fashion, No Diets, No Celeb Rubbish». На самом же деле Filament предназначался для всех подряд: заблюренные черно-белые фотографии идеальной мужской спины; татуированный бывший наркоман; готического вида парень на идеальных простынях застенчиво призывал прилечь рядом. Любительницам хардкора предлагали ню-фотосессии, от которых покраснели бы даже редакторы Playgirl. В конечном итоге издатели Filament отказались печатать следующий выпуск, если там будет еще хотя бы один эрегированный пенис. Редактор журнала Сурайя Сидху Сингх, бывшая сотрудница сферы образования, раздавала интервью, в которых всячески противопоставляла Filament американскому Playgirl с его нарочитой in-your-face структурой, и утверждала, что женщинам нужно другое: практичные гиды об оргиях, аналитические тексты о порнографии и, разумеется, приятные мужчины, но не особенно мускулистые. По итогам Filament был больше образовательного, чем эротического толка: с каждой страницы звучали эмансипированные призывы говорить, но негромко, и раздеваться, но несильно. Заигрываний с думающей аудиторией не приняли в США, где журнал провалился, а через девять выпусков он умер и в Великобритании.
Надо сказать, что попытки сделать инди-порножурнал предпринимались и поколением 70-х. Издатель Penthouse Боб Гуччионе на волне успеха Playgirl решил запустить свой откровенный журнал для женщин — Viva, а фэшн-редактором туда нанял Анну Винтур. Слухи о том, какой она требовательный и сложный босс, пошли именно с Viva, так как это была первая работа Винтур, на которой ей полагался персональный ассистент. Винтур привнесла в журнал изысканность, заманив туда потрясающих фотографов, к тому же бюджет издания позволял ей организовывать фотосеты на Карибах и в Японии. Viva мало чем отличался от Playgirl по содержанию: те же интервью с селебрити, гороскопы, рецензии на книги и фильмы. Разница была лишь в том, как они показывали голых мужчин, и в одиозной редактуре Гуччионе. В первом же выпуске Viva Гуччионе разразился тирадой о том, что Верховный суд своим законом о порнографии «содомирует Конституцию», а нас ждет «эпоха безумия и невоздержанности». Одновременно с этим король Penthouse считал, что обычные фотографии с голыми мужчинами — это «надуманно и банально», а женщинам для фантазий нужна нагота в естественной обстановке. Для подтверждения своего понимания женских нужд в журнале была опубликована фотосессия обнаженного боксера в душе, на массаже и в бане. Viva делала та же команда, что и Penthouse, и несмотря на опыт работы с Гуччионе, два редактора уволились, жалуясь на вносимые им изменения почти на каждой странице спустя недели после дедлайна. Журнал не приносил дохода даже с рекламой на 50 страницах, и через несколько лет Гуччионе его закрыл.
В противовес порноглянцу выходил лесбийский журнал On Our Backs. Созданный огромной командой, он был чемпионом по нововведениям. Первое издание с исключительно женской редакцией. Первый журнал с лесбийскими фотосессиями. Первые, кто начал верстать журнал на компьютере. Они обожали панк, эпатаж и провокацию и повернули против себя половину гей-комьюнити с более традиционными нравами. On Our Backs рассказывал о женщинах, организовавших эскорт-сервис, о женщинах, поменявших пол, о лесбиянках, смотрящих мужское гей-порно. Они показывали, как пользоваться секс-игрушками, и даже завели для этого специальную колонку. На их страницах появилась первая национальная реклама фаллоимитаторов, а создатель силиконовых дилдо Госнелл Дункан попросил редакцию сделать сумасшедший пляжный фотосет с русалками в обнимку с его продукцией. Из-за бесконечных «анти» On Our Backs было невозможно продавать, и поначалу дистрибуцией журнала занимались только анархо-комми магазины, андерграундные продавцы комиксов и мужские гей-шопы. Издание кидало из нищеты во внутренние дрязги, и вскоре, измученное бесконечными судами, оно закрылось.
Идеи по созданию «другого» женского порножурнала витали в воздухе нулевых и разбивались то об кризис, то об равнодушие аудитории. Энтузиасты запускали Liger Beat и Jacques, очередные «антиплейбои». От первого сейчас осталась разве что возможность «купить этот домен», второй — все еще жив, но рассчитан все-таки на мужскую аудиторию. Эволюция женских порножурналов показывает, что девичье непостоянство на них тоже распространяется: почти каждый приказал долго жить или неофициально сменил читательскую ориентацию. Почему девушки с невероятно упругой грудью пятого размера, упорно поливающие себя из шланга из года в год, обеспечивают мужским журналам аудиторию вот уже 40 лет, а равноценно идеальные мужчины наскучивают дамам на второе десятилетие? Неофициальный ответ дала группа Spice Girls еще в 90-х: «I wanna, I wanna, I wanna, I wanna, I wanna really, really, really wanna zigazanga». И правда, дайте женщинам зигазангу, а остальное — ну, а чего мы там не видели?
Элина Чеббоча