Исследовательский холдинг Ромир опубликовал результаты опроса на тему книг и чтения. Исследование показало, что только у 1% горожан нет дома библиотеки, то есть обычных бумажных книг. А среднестатистическая домашняя библиотека россиян насчитывает порядка 105 книг. На вопрос о том, изменилось ли количество книг в доме за последние пять лет, трое из четырех респондентов (73%) ответили, что оно осталось неизменным. О сокращении заявили 16% опрошенных, а об увеличении — 11%.
В ходе опроса две трети респондентов (69%) признались, что в последние годы стали реже покупать бумажные книги, четверть (24%) продолжают покупать их с прежней регулярностью, а 7% стали это делать даже чаще. Участники опроса, заявившие о снижении интереса к бумажным книгам, объяснили это тремя основными причинами — использованием электронных книг (65%), сокращением свободного времени (28%), ростом цен на издания (27%). Исследование показало, что в целом семь из десяти жителей российских городов (70%) читают электронные книги. Причем половина из них перешли на «электронное чтение» один–три года назад и еще почти четверть (23%) — в течение последнего года.
Наиболее популярными устройствами для «электронного чтения» в нашей стране являются домашние компьютеры (42%), ноутбуки (38%). Специальными электронными книгами (ридерами) пользуются также 38% респондентов. На своих смартфонах электронные книги читают 28% опрошенных, преимущественно молодежь до 25 лет. Планшеты в качестве электронных книг используют 21% участников опроса. Книги в электронном виде пользователи чаще всего бесплатно скачивают в Интернете — так поступают 92% россиян. Кроме того, 36% копируют тексты у друзей и знакомых. Покупают электронный контент на специализированных сайтах 15% россиян.
Эта тенденция приводит к существенному падению традиционного книжного рынка в стране. По данным Российской книжной палаты, в 2012 году по сравнению с 2011-м наблюдалось как уменьшение количества названий издаваемых книг и брошюр, так и ощутимое сокращение общего тиража. Так, если в 2011 году речь шла о 122 тыс. названий и 612 млн. экземпляров, то 2012 году эти показатели снизились до 116 тыс. и 540 млн. соответственно. В процентах это снижение составляет 4,9% для количества названий и 11,8 % для тиражей. Кроме того, продолжает снижаться среднестатистический тираж книги: в прошлом году он составил 4 тыс. 624 экземпляра против 5 тыс. 616 экземпляров в 2009 году.
Продажи книг также не могут удержать прежних показателей, рассказал «НИ» главный редактор отраслевого портала о книжном бизнесе Андрей Грачев. По его словам, пик продаж книгопечатной продукции пришелся на 2007–2008 годы, а затем кризис привел к падению, из которого книжный рынок не может выбраться по сей день. «Ежегодно книжный рынок падает примерно на 5–6%, — сообщил эксперт. — Как ожидается, падение будет продолжаться и дальше, но уже в меньших объемах, в районе 3–4% в год. Надо признаться, что с этим все уже смирились. Чтение книг становится менее популярным. Люди читают, но не книги».
Впрочем, в сравнении с другими странами в России популярность электронных книг пока относительна. По данным г-на Грачева, их доля в общем книжном рынке составляет около 1%. «Если говорить о мировых тенденциях, то в мире сейчас есть два лидера, США и Великобритания, где доля е-книг на рынке постоянно растет и сейчас составляет примерно 20%», — говорит эксперт. За последние 10 лет число ежегодно публикуемых в США электронных книг выросло в шесть раз, а 21% американцев признались, что хотя бы раз в жизни читали электронную книгу. В других западных странах доля электронных книжных носителей оценивается в 1–5%.
В нашей стране будущее электронного чтива пока туманно. «Проблема в том, что пока у нас нет площадки, где можно найти практически любую книгу, — продолжает Андрей Грачев. — Нет даже площадки, которая аккумулировала хотя бы 10% всего изданного на бумаге. Далеко не все издатели охотно отдают права, чтобы пустить издание в свободное интернет-плавание. Кроме того, возникает сложность с оформлением прав на публикацию зарубежных книг. Чтобы иметь право распространять какую-то переводную книгу, даже если она уже переведена на русский, нужно заключить новый договор с иностранным издателем на распространение книги в электронном виде. Поэтому основная часть электронных книг — это, как правило, отсканированные когда-то кем-то обычные бумажные издания, выложенные на пиратских ресурсах. Издатели не готовы развивать рынок е-книг, поскольку не видят в этом выгоды. Доходы от продаж несоизмеримы с той суммой, которую надо вложить в этот бизнес».
Евгения Зубченко