Во-первых, кому это надо?
Большинство авторов, которые "самоиздаются" через Амазон, на самом деле далеко не всегда профессиональные писатели. Чаще всего — это эксперты в какой-то области, журналисты, профессора, консультанты. Они издают свои книги, чтобы расширить бизнес, создать более публичный имидж, привлечь новых клиентов. Таким авторам, как правило, и профессиональная редактура не особенно нужна. Считается, что они знают, о чем говорят. Это, конечно, не значит, что авторам художественной прозы нет смысла эти интересоваться. Всем имеет смысл. Хотя бы потому, что эта услуга для авторов — бесплатна.
Итак, в чем состоит процесс?
Постараюсь объяснить максимально простым и нетехническим языком, так как среди читателей может оказаться много гуманитариев-писателей.
Услуга называется CreateSpace / Print on demand. Суть этой услуги в том, что автор подгружает файл с текстом книги и еще
один файл с обложкой через очень простой интерфейс в специальную базу данных. Если у вас нет обложки, то Амазон предложит вам самому спроектировать обложку или выбрать из имеющихся заготовок. Если ваша книга уже издана, то достаточно иметь pdf файлы с обложкой и с текстом. Автор может сам выбрать размер книги и тип бумаги. Обложка всегда
мягкая, твердого переплета нет. Потом нужно пройти через ряд проверок, когда техническая команда тестирует, что файлы правильно подрузились, что картинка хорошего качества и что все корректно отцентровано. Автор имеет право заказать пробные копии (стоят около 5 долларов плюс пересылка из США), чтобы убедиться, что книга выглядит так, как надо. И все. Автор активирует свою книгу, и она появляется в каталоге всех Амазоновских сайтах. На основных складах Амазона в Европе и в США стояти мини-типографии, и как только поступает заказ от покупателя, типография печатает книжку, и склад тут же отсылает ее покупателю.
Можно ли издать книгу на русском языке? Да, официально можно.
Денежный вопрос
Автор сам назначает цену своей книги. Амазон добавляет к этому НДС или налог с продаж в тех странах, где это актуально. Вознаграждение автора зависит от количества страниц книги и еще некоторых технических параметров (тип бумаги, например). В целом получается около 25-35%, остальное забирает Амазон за то, что предоставляет интерфейс, печатает и распространяет книгу, а также собирает деньги клиентов и перечисляет автору. Амазон будет перечислять вам роялти ежемесячно, отчеты о своих продажах и причитающейся сумме можно в любой момент посмотреть онлайн.
Налоги
От всех продаж на территории США (то есть если покупка сделана клиентом через сайт amazon.com) Амазон будет удерживать withholding tax 30% c нерезидентов. Потому что считается, что доход от продаж (роялти) вы получили в США. Чтобы этого избежать, нужно пройти специальную процедуру в IRS и подтвердить свой налоговый статус. Процесс занимает 2-3 месяца. Нужно будет заполнить специальную форму, сделать копию своего паспорта и визы (если релевантно) и послать это по почте в США. Они пришлют ответ, который потом надо опять по почте переслать в американский офис Амазон. Но если это сделать, но вы получите освобождение по условиям договора о двойном налогообложении между США и вашей страной резиденства. Меня лично это процедура взбесила своим бюрократизмом, но таковы правила IRS, и другого пути нет. Это нужно сделать до того, как книга готова.
Если книга была издана, то ISBN можно повторить, если вы издаетесь впервые, то Амазон присвоит вам ISBN бесплатно. Если вы уже издавались ранее и передали эксклюзивные права на издание, то нужно получить согласие издательства. Поскольку Амазон ориентирован на западный рынок, а российские издательства на внутренний, ну и принимая во внимание, что цены на книги в России намного ниже, чем в Европе, о конкурирующих рынках речи не идет. Издательство ничего не теряет по большому счету, разрешая своему автору выставиться на Амазоне. Возможно, что-то потеряет Озон, то так им и надо за их дикие сроки доставки.
Яна Афанасьева