В списке финалистов, озвученном в конце мая, осталось 14. Напомним вкратце участников шорт-листа, процитировав председателя премиального жюри нынешнего года Дмитрия Бака. На звание лауреатов претендовали (в алфавитном порядке):
Мария Галина с романом «Медведки» – «о том, как соприкасаются реальность и миф без всяких границ»;
Даниил Гранин с романом «Мой лейтенант…», который «отличается от традиционной лейтенантской прозы тем, что повествование продолжено во времени, когда бывшие враги становятся друзьями»;
Александр Григоренко с романом «Мэбэт» – «эпосом об отсутствии конфликта между природой и цивилизацией»;
Владимир Губайловский, автор «Учителя цинизма» – романа «о том, как физики становятся лириками»;
Андрей Дмитриев с «Крестьянином и тинейджером» – «масштабным сюжетом от толстовских «Казаков» до деревни Простоквашино» (в начале осени роман получил премию «Ясная Поляна»);
Александр Кабаков и Евгений Попов с «Аксеновым» – «воспоминаниями о близком друге и беседами о том, каково быть великим писателем в нашем непростом, еще совсем недавнем прошлом»;
Владимир Маканин и его роман «Две сестры и Кандинский» – «драматизированная лирика о 90-х – «годах лихих», или «годах свободы»;
Сергей Носов с «Франсуазой, или Путем к леднику» – романом «о том, куда надо отправляться, чтобы жизнь в России понять»;
Валерий Попов со «страшной повестью самого нескучного писателя современности» под названием «Плясать до смерти»;
Захар Прилепин с романом «Черная обезьяна» – «поисками писателем своей идентичности»;
Андрей Рубанов со «Стыдными подвигами» – «романом о жизни «по понятиям»;
Марина Степнова и ее «Женщины Лазаря» – «роман о самом таинственном феномене бытия – о любви»;
архимандрит Тихон (Шевкунов) и его «Несвятые святые» и другие рассказы» – «неназойливым назиданием о прошлом и настоящем православной культуры» (получившим осенью премию «Книга года»);
Лена Элтанг с «Другими барабанами» – романом «о литераторе, который сталкивается с полнотой непредсказуемостью жизни».
Некоторым премиальный расклад казался очевидным. На первое место прочили «православный бестселлер» архимандрита Тихона (Шевкунова). Для тех, кто еще не читал (хотя, судя по тиражу книги, который, как уверяют нас в прессе, перевалил за миллион, таких людей почти не осталось): это собрание рассказов, которые можно назвать притчами. Автор повествует о своем пути к Богу (начиная с того, как студент ВГИКа становится монастырским послушником), о церковной жизни, о важных духовных событиях в жизни известных людей (таких как Булат Окуджава или Сергей Бондарчук, например). Архимандрита Тихона не назовешь непревзойденным стилистом – скорее очеркистом. Но в целом книга, что называется, душеспасительная. Хотя иногда в стремлении к душеспасению автору изменяет чувство меры. Например, в сборнике есть история «Черный пудель», в которой рассказчик описывает собачку своих знакомых – карликового пуделя черного цвета, «на удивление злобное существо» – и на полном серьезе сравнивает бедное животное с Мефистофелем. Но, к счастью, большинство рассказов написаны с добрым юмором, без нравоучений, в классических литературных традициях.
Вместе с тем как обойти званием лауреата старейшего классика-современника, 93-летнего патриарха Даниила Гранина? Или еще одного живого классика Владимира Маканина? Правда, «Большую книгу» Маканин уже получал, но это не помеха: Михаил Шишкин и Дмитрий Быков уже дважды становились лауреатами премии. И книгу про Василия Аксенова Кабакова и Попова не заметить и не отметить нельзя… И «Женщины Лазаря» Степновой – тоже бестселлер, хоть и не православный… А если отвлечься от былых заслуг и тиражей, то премию можно дать никому не известному дебютанту из Красноярского края Александру Григоренко. Сперва его «Мэбэт» кажется похожим на вестерн из ненецкой жизни, и продираться через таежные подробности, изобилующие архаизмами и экзотические имена непривычному читателю тяжеловато. Но по мере чтения открывается глубина этой книги-притчи о жизни и судьбе каждого человека.
Так что жюри в составе ста с лишним человек было о чем задуматься. Пока на сцене Дома Пашкова разворачивалось действо на тему спора бумажных и электронных книг, за сценой счетная комиссия подбивала итоги голосования жюри. На этот раз считали бойко, и церемония под руководством поэтессы Веры Полозковой и народного артиста России Святослава Бэлзы получилась динамичной. Сначала в ожидании объявления лауреатов танцоры из группы «Чердак Джека» с помощью экспрессивного плясового номера изобразили противоборство бумаги и «цифры». Потом объявили результаты голосования читателей: победу предсказуемо одержал архимандрит Тихон (Шевкунов), «серебро» досталось Марии Галиной, третье место заняла Марина Степнова. Потом выступила координатор конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» Ксения Молдавская, кратко рассказавшая о читательских пристрастиях юного поколения. Потом ведущие церемонии выясняли у зрителей, какие книги они предпочитают – бумажные или электронные (выяснилось, что в основном бумажные).
Тут и оглашение лауреатов подоспело. «Коллективный разум» жюри вынес следующий вердикт. Победителем «Большой книги» стал 93-летний литературный патриарх Даниил Гранин, которому перед этим вручили еще одну «большекнижную» награду – «За честь и достоинство». На втором месте оказался литературный дуэт Кабаков–Попов, поблагодаривший и устроителей премии, и счетную комиссию, и своего героя Василия Павловича Аксенова. «Бронза» же, как и в читательском голосовании, досталась Марине Степновой, признавшейся, что «это просто невероятно» и что она «никогда не могла предположить, что это произойдет с ней и ее книгой».
А спецприз «За вклад в литературу» достался французскому издателю Антуану Галлимару – внуку основателя издательского дома Gallimard. Чего уж точно предположить никто не мог.
В общем, вроде бы никого не обидели ни деньгами, ни славой, ни читательской любовью. Которая не всегда зависит от наличия или отсутствия премий. Далеко не всегда.
Подробнее: http://exlibris.ng.ru/subject/2012-11-29/1_premia.html