В 2011-2012 гг. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки (РДГБ) совместно с кафедрой филологического образования Московского института открытого образования было проведено комплексное исследование, целью которого было изучение состояния чтения и новых читательских практик московских подростков 11-14 лет (учащиеся 5-8 классов) в контексте развития новой электронной среды.
Исследователи опросили 1140 учеников 5-8 классов семи столичных школ. 51% участников опроса признались в том, что любят читать, но, при этом, у 46% мальчиков и 56% девочек на чтение не хватает времени. Много читают всего 24% школьников (из них 18% мальчиков и 30% девочек), не представляют себе жизни без книг 13% (9% и 16%). Остальная часть учащихся читает либо для выполнения школьных заданий (43%), либо «чтобы развлечься» (50%, разрешалось выбрать несколько вариантов ответа).
52% из тех, кто любит читать, за месяц одолевают 1-2 книги вне школьной программы; 28% прочитывают 3-4 книги в месяц, и только 9% — больше 4. В отношении к чтению четко прослеживаются гендерные различия: не читающих девочек почти в два раза меньше, чем мальчиков, и у девочек больше объем прочитанных книг.
Рейтинг тематических предпочтений в целом выстроился так: большинство учащихся предпочитают фантастику (56%), приключения (50%), юмор (44%) и фэнтези (38%). Стихи выбрали 15% опрошенных, русскую классику — 14%. Результаты исследования подтвердили уже выявленные ранее проблемы, связанные с качеством чтения. Исследователи пришли к выводу, что в круге чтения школьников исчезла «золотая полка» — произведения классиков отечественной и зарубежной детской литературы.
Опрошенные школьники рассказали также о количестве книг в семейной библиотеке у них дома. 11% учащихся сообщили, что у них дома находится более 1000 книг, у 11% — от 500 до 1000, у 20% — 300-500, у 38% школьников дома от 200 до 500 наименований книг, и менее 50 книг в домашней библиотеке 20% подростков.
В очередной раз подтвердилось, что Интернет не отвращает детей от литературы. Исследование РГДБ, как и проведенное ранее исследование западных коллег, показало, что Интернет не является причиной отказа от чтения. 92% опрошенных подростков сообщили, что читают в сети различную информацию, в том числе и книги.
О книгах и чтении в Интернете 28% школьников узнают на форумах, 23% на сайтах книжных издательств, 17% в блогах, 11% — на специализированных сайтах для подростков, 17% на сайтах библиотек, 10% — на рекомендательных сайтах (Имхонет, LiveLib), 4% пользуются поисковиками, еще 14% приходится на различные сайты, а 28% участников опроса информацию о книгах в интернете не ищут.
Что касается электронных книг, то 42% читают книги с экранов компьютеров, 19% распечатывают скачанные книги, 12% читают книги с экрана телефона или коммуникатора, а у 19% есть специализированное устройство для чтения текстов. Аудиокниги предпочитает всего 1% опрошенных школьников.
В целом, исследование показывает, что в 5-8 классах значительного улучшения культуры чтения («качества чтения») школьников не происходит. По мере взросления интерес к чтению и желание читать постепенно падает, и, во многом, это следствие увеличения школьных нагрузок. Чтение становится все более «деловым», но и все более «развлекательным». Одним из доминирующих мотивов чтения становится именно развлечение, желание прочитать что-либо легкое, не требующее больших усилий.