Однозначного ответа нет. Но пока именно государство, а именно Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям объявило о запуске Всероссийского конкурса буктрейлеров.
Итак, что такое буктрейлер? Анонс на книгу в виде короткого видеоролика, тизера, который включает в себя самые яркие моменты книги или в том или ином виде визуализирует ее содержание. Примитивно говоря — клип по книге.
Уже понятно, что это может быть новым жанром, в котором заложено масса возможностей, в первую очередь — по привлечению интереса к чтению. Красивые и увлекательные сюжеты, снятые захватывающе, дорого и качественно, могут стать самостоятельным мультимедиа-жанром. Ролики с рекламными целями могут занять свое место наряду с прокладками и шампунями на ТВ. Наконец, это неограниченные возможности для творчества самих читателей. Именно на последний момент и ориентирован конкурс.
В состав жюри конкурса вошли писатель Фредерик Бегбедер, режиссер и сценарист Сергей Урсуляк, музыкант Александр Скляр, режиссер Джаник Файзиев, писатель Дмитрий Глуховский, актриса Татьяна Друбич, телеведущая Татьяна Лазарева, музыкант Андрей Макаревич, историк моды Павел Каплевич, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев, генеральный директор издательства «Эксмо» Олег Новиков и др. В России конкурс буктрейлеров (VideoBooks) уже проводился, он подвел итоги 1 сентября 2012 года. К сожалению, он не получил широкой огласки, и до сих пор люди не в курсе, что это вообще такое — буктрейлер. Вот ролик победителя конкурса, его снял сам автор книги «Молюктеб» Станислав Ефанов.
Конечно, качество буктрейлера напрямую зависит не только от заинтересованности создателей, но и от их технической оснащенности, то есть от финансов. Пока доморощенные буктрейлеры — это чаще всего игра с картинками, нарезка из готовых видеокадров или самая простая анимация.
В Европе буктрейлер давно стал самостоятельным искусством. Видно, что над созданием ролика по роману о вампиризме Авраама Линкольна трудилась целая команда, включая актеров и режиссера.
Буктрейлер невероятно популярного в России и во всем мире романа Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого» (его называют «порно для домохозяек»).
Запуск конкурса буктрейлеров в России стал поводом для проведения круглого стола на тему «Почему люди не читают книги?» С тем же успехом можно было попытаться выяснить, почему люди не летают, как птицы. Однако тем, кто пришел на мероприятие, было что сказать. Начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Роспечати Александр Воропаев напомнил, что самая читаемая страна в мире сегодня в этом находится на 33-34 месте на планете. Это положение прокомментировал Андрей Макаревич:
— Когда наша страна называлась самой читающей страной в мире, чтение было единственной отдушиной в советские времена. Ну, еще можно было смотреть советское кино и ходить в советский театр... Но я помню, как в начале
80-х иметь трехтомник Цветаевой было вопросом престижа. Я не убежден, что все это читали, но — «как, у тебя нет Пастернака? Что вы, вышло в Кишиневе, надо немедленно достать!» То, что происходит сегодня, — вопрос планетарного масштаба. Хочется сказать, что человечество глупеет на глазах. Но это некорректно. Оно мутирует, видоизменяется под влиянием новых обстоятельств, которые воздействуют на нашу психику. Книги наверняка уйдут в прошлое, как гусиное перо. Но мы в состоянии этот процесс оттянуть, потому что мы понимаем, за что бьемся. Сегодня надо сделать так, чтобы чтение стало модным. Чтобы молодые понимали: читать — это круто.
Виктор Ерофеев, в отличие от Макаревича, не удержался и все же назвал все своими словами без всякой политической и другой корректности:
— На планету находит оледенение в виде фатального оглупления. Ничего нет страшного, такое бывало, были варвары после великого Рима... Я замечаю, как на различных чтениях и мероприятиях все стало сводиться к ржачке. Темы жизни и смерти, экзистенция — это уже скучно. Человек теряет интерес к основным человеческим проявлениям, и любовь тоже превращается в ржачку. Человек перестал серьезно относиться к себе и своей жизни. В этом ничего ужасного — это волна, эпидемия. Рассуждать при этом о моде на книгу выглядит глуповато. С другой стороны — любой, кто добился чего-то, мечтает написать книгу. Это такой знак отличия человека, совершившего что-то, от не совершившего. Камень, который каждый хочет положить себе на могилку. Книга умирает как информационная матрица, но становится формой тщеславия, наглости и бездарности.
Таким образом, возможно ли привлечь интерес к чтению через буктрейлеры — большой вопрос. Но ухватиться за эту ниточку все же стоит.
Вера Копылова