Издательская система России в 2011 г. в целом не претерпела каких-либо значимых изменений, за исключением двух крупных сделок, произошедших в конце года. Первое связано с приобретением ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» издательства «Просвещение», другое - с приобретением компанией «Эксмо» издательства бизнес-литературы «Альпина бизнес букс».
Из наиболее значимых тенденций можно отметить, что книжные магазины все большее предпочтение в своем ассортименте отдают некнижным товарам (канцелярским товарам, игрушкам и др.).
К настоящему времени цены на книгу подошли к «психологическому барьеру», превышение которого может повлечь за собой заметный отток покупателей из книжных магазинов.
Не в последнюю очередь на снижение продаж влияет такой постоянно действующий фактор, как продолжающееся падение интереса к чтению. В общем объеме медиапотребления российскими гражданами чтению книг отводится лишь 9 минут в сутки, причем с каждым годом это время снижается. В этой связи свою работу по продвижению книг издатели и книготорговцы все больше переносят в Интернет
Одновременно с этим растет потребление книг в электронной форме. В настоящее время книги в электронном формате читают почти 30% взрослых жителей крупных российских городов. Вместе с тем уровень пиратства на рынке электронных книг достигает 80-90%.