Любая книга начинается с авторской рукописи. Но, прежде чем попасть в типографский цех, рукопись проходит допечатную подготовку и превращается в полиграфический оригинал-макет.
Многие читатели книг и даже многие писатели не видят разницы между издательством и типографией. Это заблуждение, на котором часто стоят свои рекламные кампании «акулы» издательского и полиграфического рынка. Специалисты «Маски» пояснили разницу между издательством и типографией на наглядном примере.
Издательство можно сравнить с конструкторским бюро. В издательстве работают, так сказать, офисные специалисты (корректоры, редакторы, дизайнеры, верстальщики), трудом которых создается оригинал-макет книги. Оригинал-макет — это модель будущей книги. Именно его будет использовать типография для выпуска тиража.
В зависимости от тиража, книгу печатают определенным способом. Для маленьких тиражей используют тиражирование на ризографе.
Ризограф с некоторой натяжкой можно назвать высокопроизводительным копировальным аппаратом. Но для печати страниц книги на ризографе не используют прямое копирование с бумаги. На печать книгу выводят прямо из компьютерного файла, который является оригинал-макетом.
Кстати, печать книг выполняют не страница за страницей, как это выглядело бы при печати на принтере. В типографии этот процесс разделен на производственные этапы, поэтому постраничная печать здесь неэффективна. Книги типография перед печатью разделяет на большие спусковые листы. На каждом из них размещается 8, 16 или 32 страницы книги, которые на печати получаются за один оттиск. В итоге книга печатается блоками из нескольких страниц.
Полноцветные книги и большие тиражи (больше 500 экземпляров) книг и другой продукции печатают офсетным способом.
После того, как все листы книги отпечатаны, наступает время послепечатной обработки. Вспомним, что книга отпечатана на больших листах. На каждом их них — 8, 16 или 32 страницы. К тому же, эти листы после печати лежат пачками, в каждой из которых — тираж только одного листа. Следовательно, предстоит собрать из них собственно книги.
Для этого придуманы различные машины, которые сегодня заменили ручной труд. Это фальцовочные, резательные и подборочные машины. Например, фальцовка — это процесс, на котором печатный лист складывают таким образом, чтобы получилась одна из тетрадок будущего книжного блока. Страницы в этой тетрадке уже будут расположены по порядку, например, с 1 по 16.
Переплет — это завершающий этап изготовления книги. Переплет в общем случае бывает мягким и твердым. Причем выбор типа переплета необходимо сделать еще на этапе подготовки оригинала-макета в издательстве. Дело в том, что от типа переплета зависит порядок размещения страниц книги на печатном листе и, соответственно, все операции послепечатной обработки. Обложки для книг в мягком переплете и переплетные крышки для книг в твердом переплете делают одновременно с печатью внутренних блоков книг.
Склейка внутренних блоков и обложек книг в мягком переплете выполняется также на специализированной машине.
Так происходит изготовление книг. Но это — лишь начало их пути. Со склада типографии книги заберет торговый посредник или курьер оптовой торговой фирмы, а затем они попадут в магазин, где и встретятся с читателем.