На рассмотрение нижней палаты Госдумы внесен законопроект, инициированный ЛДПР и «Единой Россией», который предлагает добавить в Уголовный кодекс РФ статью 243.1 «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и (или) осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний». Если аконопроект будет принят, это будет значить введение тюремных сроков до 5 лет и увеличение в сотни раз штрафов за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь.
Среди прочего, например, предлагается наказывать штрафом до 300 тысяч рублей, 200 часами обязательных работ или лишением свободы на срок до 3 лет за публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, а также оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан. В проекте закона есть очень размытый с точки зрения юриспруденции момент, в котором отмечается, что наказание последует за оскорбление далеко не всякой религии, а только той, которая составляет неотъемлемую часть исторического наследия России — с учетом очень богатой истории РФ трактовать эту часть можно как угодно.
Теоретически, под действие нового законопроекта попадут многие книгоиздатели и писатели. Причем усмотреть уголовное нарушение можно будет где угодно: в научно-популярных трудах по астрофизике и теории эволюции, в художественных произведениях, где авторы высказывают свой нерелигиозный взгляд на мир и т.д. Более того — при сильном желании книги по одной из религий можно будет объявить оскорбляющими чувства людей, исповедующих другую религию. В общем, появится простор для искусственного регулирования рынка и многочисленных судебных исков.
Свои взгляды на возможность появления в уголовном кодексе статьи «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан» порталу Мнения.ру высказали разные заинтересованные лица. Например, недопущения злоупотреблений обещает Ярослав Нилов, депутат Госдумы, член фракции ЛДПР: «Никакой цензуры здесь нет, повально распространяться на книгоиздание закон не будет. У нас и сегодня есть норма, предусматривающая ответственность за ущемление чувств верующих, но повального привлечения книгоиздателей нет. Поэтому никаких опасений нет».
Не путать свободу слова с разжиганием межрелигиозной ненависти посоветовал Андрей Туманов, депутат Госдумы РФ, фракция «Справедливая Россия»: «Не думаю, что тут есть угроза для свободы слова. Оскорбление религиозных чувств вряд ли имеет что-то общее с правом на свободу самовыражения. И разбираться в том, оскорбление ли это или мнение, будет суд. Лично я как заместитель комитета по общественным и религиозным организациям поддерживаю введение ответственности за оскорбление религиозных чувств. Я, скорее, противник клерикализации общества, но такие вещи, как унижение чувств верующих, нужно выжигать каленым железом. Я думаю, что если нас и может ждать какое-то гражданское противостояние, то начнется оно именно с этого. Если подобные язвы хирургическим методом залечивать в самом начале, то мы соберем меньше проблем на свою голову».
Отсутствие необходимости в принятии закона подчеркивает Павел Святенков, политолог, эксперт Института национальной стратегии: «Мне кажется, что такой законопроект не нужен, достаточно применения того законодательства, которое существует. Потому что под само понятие «оскорбление чувств» подвести можно все что угодно. Этот закон был бы избыточен уже и потому, что в современных государствах он не используется. Главный принцип очень простой: люди могут переругиваться друг с другом, не вступая в драку и не совершая противозаконных действий. Скажем, для тех действий, которые совершили Pussy Riot, вполне достаточно существующего административного законодательства. А подобный закон может привести к целой серии доносов и попыток разных сторон свести счеты со своими противниками. Но он не приведет к торжеству веры или религиозному просвещению».
С предыдущим мнением согласился Борис Куприянов, директор книжного магазина «Фаланстер»: «Это абсурдный законопроект, непонятно, зачем он и для кого придуман. Например, как они будут поступать с оскорблениями чувств неверующих? А вот ввести санкции можно, это очень даже легко. Тем более просто усмотреть оскорбление в литературе, к примеру, Андре Жид: его по новому закону можно будет запретить. И таких авторов и произведений очень много».
Учитывая, что накануне Госдума приняла заявление о защите религиозных чувств верующих, и при этом документ поддержали 414 депутатов при необходимых 226 голосах, спорный закон об оскорблении религиозных убеждений тоже будет принят без промедления.