Страхи, связанные с обвалом книжного рынка, «МН» попросили прокомментировать писателя, главного редактора сайта booknik.ru, эксперта по маркетингу в интернете Сергея Кузнецова.
«Ужас-ужас-ужас! Из-за этого интернета они совсем разучились читать!»
Вспомним, что говорилось 30–40 лет назад в Европе и Америке, а потом и в России: «Мы стремительно уходим назад, в устную культуру. Технический прогресс — то есть кино, телевидение и телефон — почти совсем отучил молодежь читать». Вопреки этим предсказаниям все технические изменения последующих лет, включая мобильную связь и интернет, работали на продвижение именно письменной культуры. Если люди старших поколений в молодости бесконечно разговаривали со своими друзьями по телефону, то наши дети переписываются. Конечно, в прошлом люди писали длинные письма, но и шли эти письма долго. И процент грамотного населения был очень мал. Мы же переживаем настоящий бум эпистолярного жанра: если у мальчика с девочкой роман и они не обмениваются эсэмэсками — что-то у них не так. Кстати, только что вышла книга с интересным названием «Библия в SMS‑ках».
Конечно, это не эпистолярный жанр в его классическом виде — много упрощений и сокращений. Но надо признать главное: беспокойство о том, что люди физически перестанут читать, что им будет трудно сложить буквы в слова, оказалось преждевременным. Интернет в этом смысле наш большой друг, он работает на письменное слово.
«Но они же читают какую-то ерунду!»
Да, люди в интернете читают в основном не книги. Многие ищут новости, многие следят за тем, что пишут их друзья в ЖЖ или фейсбуке. Если кто-то и читает в интернете то, что можно назвать литературой, то это скорее всего стихи и малая проза. В начале прошлого века многочисленные журналы публиковали короткие рассказы — и мы имели плеяду замечательных рассказчиков. Стали исчезать эти журналы, магазины выложили на прилавки книги-кирпичи — появились в изобилии многотомные эпопеи. Появление интернета работает на короткий рассказ. Люди заходят на сайты и читают там разные истории, даже не скачивая их. Некоторые из них затем издаются книгами, иногда довольно успешными. Вспомним, что «Метро 2033» Дмитрия Глуховского тоже начиналось как интернет-бестселлер.
«Как они учатся? Они же не берут в руки учебники!»
Понятно, что большинством учебников и справочников гораздо удобнее пользоваться в интернете. Если мне просто для интереса хочется познакомиться с какой-то проблемой, я не буду сразу покупать книжку на эту тему — я почитаю несколько статей в википедии, которая в отличие от традиционной энциклопедии оперативно обновляется. Потом я пройду по ссылкам к нужным статьям и получу исчерпывающую информацию. Думаю, ареал традиционного бумажного учебника резко сокращается.
«Они уже не в состоянии прочесть толстую книжку»
Между прочим, «Гарри Поттер» не просто толстый, а очень толстый, но все его прочли. А потом прочли такие же толстые «Сумерки». Чтобы привести человека к книге — неважно какой, бумажной или электронной, — мы должны поддерживать любые разговоры о больших текстах. Чтобы молодые ребята могли рассказывать друг другу, что они прочитали большую книгу. Это не значит, что все непременно должны ее прочитать, но это значит, что такой способ приобретения информации нормален, обычен в молодежной среде. Если бы они не умели читать, мы бы в 14 лет их уже не научили.
«Они заявляют, что читать не модно»
Всегда среди молодежи были те, кто, к примеру, говорил «я, кроме фантастики, ничего не читаю». Или «я советскую музыку не слушаю». Это был, если хотите, стиль поведения, личный образ. И если человек сегодня говорит «я книжек не читаю», тем самым он как бы закрывает для себя такую возможность. А если человек говорит «я книжки обычно читаю в электронном виде» — это совсем другая история. Или если он говорит «не, книжек не читаю, я люблю почитать интересное в интернете» — это тоже нормальная позиция. Сегодня прочтет что-то коротенькое, завтра, если понадобится, длинное. Послезавтра купит книжку. Часто родители говорят «наш не читает, все время сидит в интернете». Если это повторить сто раз, ребенок и в самом деле будет уверен, что не любит читать.
Я считаю, что программа поддержки чтения должна строиться на пропаганде таких представлений:
• Читать — это удобно. Это лучший из способов приобретения знаний — при этом неважно, почерпнуты они из интернета или из бумажных книг.
• Читать — это модно. Правда, я не люблю этого слова, я бы говорил «социально одобряемо». То есть это так же нормально для молодого человека, как заниматься спортом или танцевать.
• Читать — это выгодно. Это верный путь к социальным лифтам.
• Читать не страшно. Не бойтесь открыть книгу, ты на самом деле много читаешь, только, как господин Журден, не знаешь об этом.