Журнал "Дружба народов" выходит с 1939 года. В 1988 году тираж достигал 780 тысяч экземпляров, больше в то время только у "Нового мира" (более 1 млн). После распада CССР тираж понемногу падал, и, при отсутствии господдержки, о чём будет сказано ниже, упал до совсем невнушительной цифры в несколько тысяч экземпляров. При этом "ДН" остаётся единственным журналом, который системно публикует как оригинальные произведения авторов из бывших союзных и нынешних российских республик, так и переводы на русский. На страницах "Дружбы" мирно соседствуют проза авторов из Молдавии и Казахстана, переводы с азербайджанского и латышского, мнения представителей разных религий и конфессий. В журнале печатаются ведущие российские писатели.
Много десятилетий редакция "ДН" располагалась во флигеле особняка на Поварской улице (ранее улица Воровского). Однако ситуация изменилась. Журнал стеснили, переселив в другое помещение, находящееся в этом же здании, а недавно предписали освободить и эту «резиденцию».
При всей официальности требований "сделка" получается совершенно однонаправленной – журнал остаётся ни с чем, поскольку никакого помещения взамен ему не предложено, пусть даже на окраине города. По сути, один из старейших журналов страны в прямом смысле слова выставляется на улицу – разумеется, какое-то время редакция может готовить очередной номер виртуально (хотя так долго не протянешь, что бы ни твердили те, кто предлагает вообще ликвидировать редакцию как помещение), но архив, тираж и оргтехнику хранить негде.
Почему "ДН" оказался в таком положении – вопрос непростой. Конечно, выставление на улицу – дело плохое и неприятное. Но вопрос отнюдь не только в помещении. Разумеется, если ты не собственник жилья, ты должен быть готов к тому, что тебя "попросят". Но в нормальных ситуациях выставляемый ищет и находит для себя новое помещение. "Дружбе" это сделать сложнее, потому что журнал плохо приспособлен к современной жизни – он почти не умеет зарабатывать деньги (есть гранты, получение, а главное – использование которых связано с огромными трудностями). И тут самое время поговорить о господдержке. Заметьте, что речь идёт не о госфинансировании, а о господдержке, что не всегда одно и то же. При всей смехотворности суммы, которая нужна для достойной жизни "ДН" (говорят, что требуется от 3 до 5 млн рублей в год), государство не обязано выделять эти деньги. Но, к примеру, возможно оказать реальную помощь в распространении подписки на журнал, как по Москве, так и по всей России – то есть помочь "Дружбе" заработать своим трудом.
Литературное сообщество, конечно, на стороне "ДН". Кто-то возмущён сложившейся ситуацией с помещением. Кто-то смотрит чуть глубже и осознаёт системность проблемы. Третьи просто не хотят потерять журнал, который давно любят и читают. Но звучат и другие мнения – обвиняющие редакцию в, современным языком выражаясь, неэффективном менеджменте. Если оставить в стороне порой некорректный тон высказываний, нельзя не согласиться с тем, что коммерческого управления "Дружбе", да и не ей одной, явно не хватает. Но вряд ли стоит упрекать сотрудников журнала, которые многие годы, а то и десятилетия, посвятили своей работе, в том, что у них нет бизнес-навыков. Конечно, "ДН", да и многим другим изданиям нужно меняться, и меняться глобально. Но если судьбой литературных журналов вплотную не займётся государство (вероятно, в лице Минкульта), то последствия могут быть печальными. Исчезновение хотя бы одного литературного журнала ознаменует конец эпохи.
Григорий Ароев. С сайта «СвободнаяПресса»