Почти треть жителей крупных городов читает при помощи компьютера и других устройств. По оценкам экспертов при сохранении нынешних темпов роста рынка доля продаж легальных электронных изданий уже через три года может составить 5% от нынешнего объема книжного рынка. Тормозит рост продаж электронных книг пиратство, уровень которого в секторе составляет 80–90%. Вот это уже наша особенность.
В ежегодном докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития», подробно рассказано о проблемах развития сектора. В документе говорится, что 2011 год стал для российских книжников, вопреки ожиданиям, не годом выхода из кризиса, а годом продолжения испытаний.
Согласно данным Российской книжной палаты, в 2011 году российские издательства выпустили 122915 названий книг и брошюр совокупным тиражом 612,5 млн экз. В сравнении с 2010 годом число выпущенных изданий немного выросло, в то время как их совокупный тираж сократился на 6,3%.
По числу выпущенных названий книг отечественные предприятия не смогли превысить уровни не рекордного 2009 года (127596 названий — максимум, зафиксированный за всю историю российского книгоиздания), ни предкризисного 2008 года — 123336 названий. Что же касается совокупного тиража, то он за последние три года он снизился почти на 20%.
Снизился и показатель количества экземпляров выпущенных книг и брошюр в расчете на душу населения. В 2001 г. он составлял 3,71 экз. на человека, в 2008 г. достиг своего максимума — 5,35 экз. В 2011 г. число изданий, выпущенных на душу населения, составило 4,29 экз., снизившись по сравнению с 2010 г. на 6,3%, а по сравнению с 2008 г. — почти на 20%.
Средний тираж одного издания по итогам 2011 г. сократился в сравнении с 2010 г. на 7,2%, средний объем одного экземпляра издания за год уменьшился на 5,2%. За период с 2008 по 2011 гг. сокращение среднего тиража одной книги составило 19,2%, а средний объем одного экземпляра упал за это время на 10,6%. Всего же с начала века средний тираж одного издания сократился на 2728 экземпляров, или на 35,4%, а средний объем одного экземпляра издания — почти на 20%.
В печатном ведомстве полагают, что серьезным фактором риска для российской книжной отрасли на фоне в целом невысоких зарплат российских граждан являются высокие цены на книги, которые практически достигли западноевропейского уровня. Если средняя отпускная цена книги в центральных издательствах в 2008 г. составляла 189 руб., то в 2011 г. она достигла 245 руб., т.е. за четыре года рост составил около 30%. В региональных издательствах средняя отпускная цена книги в среднем меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, однако ее рост за четыре года был более заметным — до 85%.
Стремясь к экономии, жители страны все чаще отдают предпочтение книгам в электронной форме. Исследование, выполненное Роспечатью совместно с Аналитическим центром Юрия Левады в 2011 г., выявило, что в настоящее время книги в электронном формате читают почти 30% взрослых жителей крупных российских городов. Вместе с тем уровень пиратства на рынке электронных книг достигает 80-90%.
Говоря о перспективах развития рынка электронных изданий, специалисты печатного ведомства отметили, что очевидным трендом 2012 г. станет заметный рост электронных продаж на фоне неуклонного снижения продаж бумажных книг. Эксперты прогнозируют, что в континентальной Европе объем электронного рынка в денежном выражении возрастет до 5%, в Великобритании до 10-15%, а в США достигнет 20-25%. «В России при сохранении нынешних темпов роста рынка электронных книг доля продаж легальной электронной книги не позднее 2015-2017 гг. может составить 5% от нынешнего объема книжного рынка (3,0 млрд руб.)», — говорится в отраслевом докладе.
Вместе с тем, по мнению аналитиков, в России не будет такого «взрывного» роста рынка электронных книг, как в США. Скорее всего, рост рынка будет происходить медленно и постепенно, как в Европе. При этом следует учитывать, что развитие рынка легальных электронных изданий в России будет возможно только при усилении борьбы с пиратством, однако для этого необходимо широкое предложение качественно подготовленных легальных книг в цифровом формате, а также внесение соответствующих изменений в действующее российское законодательство и их активное правоприменение.
Чтобы узнать, как российские издательства относятся к выпуску цифровых книг, Роспечать провела опрос участников рынка. В ходе исследования 23% респондентов сообщили, что выпуск электронных книг принесет им снижение выручки. Во-первых, из-за того, что электронные книги дешевле бумажных, а во-вторых, потому, что читатели еще не распробовали электронную книгу и меньше будут ее покупать. 40% издательств (как правило, те, кто электронную книгу уже начал выпускать или задумывается о ее выпуске) полагают, что переход на новый вид носителя принесет им увеличение выручки.
Оптимистично настроенные издатели рассчитывают, что реализация электронных книг будет стимулировать продажу бумажных изданий. Еще одно преимущество цифрового формата — в электронном виде можно продавать ту часть бумажного ассортимента, которая уже ушла из продажи.
К слову сказать, в последнее время российским издателям все чаще приходится задумывать о смене ассортимента. При это все большее предпочтение торговые предприятия отдают некнижным товарам (канцелярским товарам, игрушкам и др.). Если четыре года назад соотношение книжных и некнижных товаров в общем объеме продаж составляло примерно 80/20, то сегодня —70/30.
«Неутешительное состояние продаж в книжной рознице, закрытие и переформатирование достаточно большого числа магазинов в 2011-м, помноженные на «наступление» электронной книги, проблемы пиратства и продолжающееся снижение интереса к чтению, дают основание предполагать, что книжникам предстоит непростая жизнь и в 2012 г.», — прогнозируют в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. По мнению чиновников, главной задачей для издательств в 2012 г. становится смена бизнес-моделей и определение оптимального соотношения между продажами электронной и традиционной печатной книги. Только в этом случае издательства смогут сохранить и даже увеличить объемы продаж, что приведет к росту книжного рынка в целом.
Александр Аничкин