По сообщениям прессы, некоторое время назад наблюдались слияния и поглощения разных издательств. Всё-таки пациент скорее жив, чем мёртв, или наоборот?
По словам О. Вавилова, всё это напоминает сейчас ситуацию, когда пациент, которому, в общем, и так было тяжело, был полужив, и вот он ещё подхватил какую-то дополнительную инфекцию. Ситуация усугубляется некими внешними факторами, назвать которые положительными сложно.
Внешние факторы – это что? Очередная волна кризиса? И это какие-то иные факторы?
По мнению гостя в студии, очередная волна кризиса – это некий фон, на котором всё это происходит. А те факторы, которые сейчас влияют на книжный рынок России, – это небезызвестное слияние тире поглощение двух крупнейших российских издателей: АСТ и "Эксмо". Хотя О. Вавилов является оптимистом по жизни, он пессимистически смотрит на эту ситуацию. Потому что один плюс один получается не два, а в лучшем случае полтора.
А что вызывает опасение? Появление монополиста на рынке?
О. Вавилов считает, что это само по себе не очень радует. И в этом отношении он думает, что это не касается только книг. Монополизм в любой области не способствует развитию конкуренции и повышению качества продукции. Но здесь ещё и ситуация связана, прежде всего, с российскими авторами, которые и до этого находились в довольно сложном положении, при этом не имеется в виду только финансовое положение, а с появлением одного монополиста это положение однозначно ещё более ухудшится.
Когда первые симптомы болезни российского книжного рынка появились? В 2008 году или раньше?
Гость в студии не назвал бы это болезнью. Это, скорее всего, какое-то естественное старение. И на фоне этого естественного старения книжного бизнеса или книгоиздания, которое происходит, идет глобальный процесс, возникают болячки, которые появляются с известной долей периодичности. Это и мировой кризис, и какие-то внутренние вопросы, связанные с налоговыми проблемами у крупнейших книгоиздателей. Это и поглощения, и недостаток сети книгораспространения. То есть, всё это происходит на общем фоне падения интереса к чтению.
Есть различного рода статистика по этому поводу. Россия в этом отношении ещё не самая малочитающая, может быть, хотя гость в студии признался, что всегда со скепсисом относился к тем цифрам, которые приводят различного рода издания и эксперты. По последним данным, например, называют, что в России книги читают 35 процентов населения. Неизвестно, откуда взята эта цифра, потому что ежегодно в России тиражи книг уменьшаются на 5-7 процентов. Может быть, на фоне падения тиражей мировых газет и журналов, а за последние пять лет тиражи газет и журналов в мире упали на 32 процента, в России это происходит не так кардинально.
Там это наверняка связано с развитием новых информационных каналов. Развивается Интернет, мобильная связь, мобильный Интернет, то есть источников получения информации становится гораздо больше, и те же журналы и газеты просто уходят в электронные варианты, издаются в электронном виде. Многие издания в Америке и в Европе просто оформляют подписку на электронные версии. Это отражается на тиражах газет в традиционном их виде, но это не отражается на количестве подписчиков. А с книгами что происходит?
С книгами, заметил Олег Вавилов, нет такой прямой связи с тем, что уходит на электронный рынок. Если вспомнить, что есть электронное книгоиздание, то в США от 15 до 20 процентов продаж книг по крупным издателям – это продажи электронного контента. Крупнейший американский интернет-магазин Amazon уже более 50 процентов своей продукции продаёт в электронном виде. По американским же прогнозам, к 2016 году они начнут продавать 50 процентов вообще всего книжного контента в электронном виде.
Но если посмотреть на ситуацию во всём остальном мире, это не такая уж кардинальная вещь. В Великобритании на электронный книжный контент приходится всего 6 процентов; в Германии, Испании, странах Скандинавии – около 1 процента.
Гостю в студии неизвестны точные сведения относительно России, конечно, есть различного рода цифры, но…
Россия в этом смысле – страна со своим путём. Россияне не очень любят покупать контент в Интернете, предпочитая пиратский контент.
О. Вавилов стоит на определённой позиции относительно пиратского и непиратского контента. Он считает, что Интернет – это сама по себе площадка, которая может представлять гораздо более широкие возможности для потребления, чем просто покупка и продажа контента. Поэтому скорее надо бы говорить о лицензированном доступе к контенту и о нелицензированном доступе к контенту. Есть определённая разница в этих терминологических вещах.
Главное – чтобы авторам шли отчисления, иначе теряется смысл написания книг.
О. Вавилов предложил посчитать, сколько авторов в той же России сейчас существует. Наверное, их десятки тысяч. А тех авторов, кто живёт реально за счёт продажи своих книг, около 10 человек, что гораздо меньше даже 1 процента. Поэтому аргументация о том, что пираты лишают авторов куска хлеба, на самом деле очень натянутая аргументация.