Компания inFOLIO Research Group обнародовала результаты исследования российского рынка электронных текстов. Согласно полученным данным, в 2011 году объем легального рынка е-книг достиг отметки в 112 млн рублей, что составляет около 0,16% от общего объема рынка печатной книги. Рост рынка электронных книг в прошлом году составил 89%, в 2010 году он был оценен в 84%.
Отметим, что эти данные схожи с озвученной в марте 2012 года оценкой компании «Литрес», по данным которой в 2011 году рынок е-книг составил 135 млн рублей. Тогда генеральный директор компании Сергей Анурьев также сделал прогноз, что не позже 2015-2017 гг. рынок электронных книг в России может составить 5% объема всего книжного рынка.
По данным исследования inFOLIO Research Group, в авторизованном доступе в прошлом году находилось более 58 тысяч наименований, в неавторизованном — 262 тысяч. Средняя стоимость легального электронного текста в России в 2011 году составляла 91 рубль. Для сравнения — за рубежом она превышает 470 рублей.
Наиболее популярны электронные книги в городах с растянутыми транспортными коммуникациями и наличием подземного транспорта. Именно там проживают те, кто читает исключительно электронные книги (как правило, в дороге, используя мобильные гаджеты) и игнорирует печатные. В небольших городах основной способ потребления электронной книги — экран монитора и распечатки.
Главной причиной роста популярности книг в электронном виде потребители назвали удобство использования и доступа к книгам. В крупных городах чуть менее половины потребителей указали, что выбирают электронный формат книги из-за возможности получить ее бесплатно или дешевле. В провинции таких потребителей только треть.
Как правило, потребители книжной продукции вне зависимости от размеров населенного пункта обращаются к электронным книгам на досуге. Некоторым исключением оказались центры субъектов РФ, где сосредоточены значительные массы студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, и при этом не распространена практика чтения книг в транспорте. В этих городах читателей преимущественно учебной литературы в электронном виде немногим меньше, чем читателей, рассматривающих чтение как приятный и полезный досуг.