Роберт Рождественский родился 20 июня 1932 года. Он принадлежит к поколению поэтов-шестидесятников, был председателем Комиссий по литературному наследию Мандельштама, Цветаевой и Высоцкого. На стихи Рождественского написаны такие популярные песни, как "Вся жизнь впереди", "Сладка ягода", "Песня о далекой Родине", "Эхо любви", "Притяжение земли", и многие другие. Рождественский в течении последних пяти лет боролся с опухолью мозга, но в 1994 году умер от инфаркта. В 2012 году учреждена поэтическая премия имени поэта.
Как пишет "Труд" со ссылкой на столичный департамент культуры, автор мемориальной доски Георгий Франгулян не просто сделал на ней стандартную надпись с биографическими данными, а воплотил образ поэта: памятник изображает Рождественского с зажатой в пальцах сигаретой.
Проект доски с портретом скульптор согласовывал с семьей Рождественского. Родственники поэта планируют присутствовать на открытии мемориальной доски, передают "Известия".
Также сегодня в Концертном зале имени Чайковского пройдет юбилейный концерт "Жил я впервые на этой земле". В здании будет транслироваться видеофильм о жизни и творчестве Роберта Рождественского, с экрана прозвучат песни на стихи поэта в исполнении Муслима Магомаева и Юрия Гуляева. В фойе концертного зала будет работать выставка фотографий из личного архива семьи Рождественских.
Поэтов в наше время опять категорически не хватает. Как не помянуть одного из золотой обоймы 50-х годов прошлого века. Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина и, конечно же, он — Роберт Рождественский, которому 20 июня исполнилось бы 80 лет. Судьба даровала ему сорок лет славы и уважения. Любви? Возможно, ее он получил меньше, чем соратники по цеху. Зато зависти и сплетен вокруг его имени тоже было меньше чем у них.
Как часто вместе со славой приходят разговоры на тему: такой-то был женат на такой-то и страшно ее ревновал, до такой степени, что бил головой о батарею отопления! А настоящая у него фамилия знаете какая? Разве можно быть хорошим человеком с такой гнусной фамилией!
Увы, у Роберта Ивановича Рождественского при рождении тоже были другие фамилия и отчество. Но тут все просто, лет до десяти он был Робертом Станиславовичем Петкевичем. Но родного отца офицера убили на фронте, мать военврач вышла замуж за другого — тоже офицера Ивана Рождественского, который и усыновил Роберта. Не только родители, но и сам он имел отношение к армии, учился во время войны в военно-музыкальном училище, а потом жил у матери с отчимом при воинской части.
Родился он на Алтае, учился в Петрозаводске и там же стал печататься. Но юным поэтом он не запомнился. Даже на знаменитых поэтических концертах в Политехническом музее он — уже статный темноволосый красавец. На западе в те времена появился рок, а у нас, можно сказать, "рэп", за много лет до того, как его придумали в Америке. Наши поэты выступали со стихотворными концертами на актуальные темы.
Еще Маяковский так же читал стихи со сцены. Роберт стал его признанным наследником и продолжателем. Такой же чувствительный, тонкий, восприимчивый. Такой же склонный приукрашивать действительность. Но из его неправильных, неточных штрихов и мазков все равно складывалась прекрасная и точная картина. Ведь он относился к делу очень серьезно.
У него было все, кроме чувства юмора. Предельно трезвый до отстраненности взгляд на мир. Такая поэзия, такое "искусство ради искусства", хотя и про БАМ, великие стройки, про войну и любовь. Это могло бы быть пафосно, но тогда не существовало этого словечка. К тому же кристально чисто и честно. Если у него и были какие-то сомнения, то очень глубоко внутри.
Рождественский очень рано сделался "не мальчиком, но мужем", он был человек надежный, солидный, авторитетный. Не интриган, не опускался до этого с вершины своей "башни из слоновой кости". Никаких пьяных драк, никаких постыдных подписей, против чего-то или кого-то. Хотя, быть может, и подписывал, ведь он был стопроцентный советский человек и советский поэт, но в памяти народной этого не сохранилось.
Уже хорошо за сорок лет он вступил в КПСС. Не думаю, что у него возникли какие-то проблемы с рекомендациями, наверное, даже сам товарищ Брежнев мог легко порекомендовать его в ряды строителей коммунизма. Ведь он был ведущий телепередачи "Документальный экран". Передача эта мне, подростку 70-х, казалась скучной и кондовой.
Едва ли лично Леонид Ильич смог бы посмотреть ее до конца, не задремав ни разу. Но ведущий был искренен, когда говорил о великих стройках, о лучших людях. Верил и, наверное, заражал своей верой других. Только вот романтиков все равно становилось все меньше. Выключишь телевизор, выйдешь на улицу — там все по-другому.
Он был председатель комиссии по литературному наследию Владимира Высоцкого, составителем первой изданной в СССР книги стихов умершего актера и поэта "Нерв", вышедшей в 1981 году. Когда начались "перестройка" и разрешили "гласность", он стал председателем комиссий по литературному наследию Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой — поэтов другого рода, но тоже поэтов.
Лауреатов советских премий было у нас много, но большинство из них забыты. Фамилию Рождественского по-прежнему помнят благодаря его стихам, а не только из-за знаменитой дочери. "Серьезные" стихи, поэмы, пожалуй, стали менее актуальны и вспоминаются, только когда эволюция, совершив очередной виток своего развития, вернется в исходную точку.
В основном люди помнят его песни, ведь они о вечном. Музыку для песен на его стихи писали практически все композиторы тех лет. У меня в детстве любимой была грустная и трогательная "Баллада о красках" на музыку Оскара Фельцман. А песни из кинофильма "Неуловимые мстители" любимы всеми.
Сейчас тоже пишут песни и стихи, но кто это делает — неизвестно. Перестало быть модным знать авторов слов. "Только вот поэтов, к сожаленью, нету, — писал в свое время Маяковский, — впрочем, может, это и не нужно".