Издатели во всем мире пострадали от того, что книги не могут конкурировать с фильмами, социальными сетями и играми. Как я уже писала раньше, у крупных издателей вырвали из рук важный источник дохода — книги на тему «что? где? когда? как?» Никто уже не покупает энциклопедии, справочники и всю ту литературу, которую с успехом заменили статьи в интернете. Выживает только эксклюзив: что-то, что очень нужно читателям, и чего нет в Сети.
Дополнительным разрушающим фактором на российскому рынке стало пиратство, а на Западе... сами авторы. Если ты — гуру в каком-то деле, зачем тебе издатель? Публикуй книгу на Амазоне, на lulu или используй Smashwords. Расставляй правильные ключевые слова и разберись, как работает реклама на Google и в Facebook. И пользователи сами тебя найдут.
Что наиболее толковые авторы и проделали.
То есть нью-йоркские издатели лишились не только монополии на информацию, но и значительного пласта писателей — самых активных и пробивных. Тех самых, кто не ленился продвигать себя самостоятельно, и за счет кого издатели весьма существенно повышали продажи.
Все это привело к резкому падению доходов и, как следствие, лишило издательства возможности содержать толковых специалистов. И все покатилось дальше под откос...
Вот что сказал автор бестселлеров The New York Times Майкл Левин по поводу нью-йоркской выставки: «Если бы у них были мозги, издатели бы обсуждали на заседаниях секций, в какой индустрии им надо подыскивать новую работу. Но так как у них нет мозгов, они, как обычно, обсуждали, в каком порядке переставить стулья на палубе "Титаника" и как заставить оркестр играть до конца».
Хуже всех приходится авторам художественной литературы. Если автор пишет о недвижимости в Сербии или о дрессировке дельфинов, его можно продвигать в Сети по ключевым словам. А как продвигать детективы или фантастику? В старые добрые времена можно было выделить рекламный бюджет и поработать с розницей — чтобы нужная книга оказалась на выкладке. А сейчас этих рекламных бюджетов просто нет. Да и рознице куда выгоднее положить на выкладку фломастеры, чем книгу.
Между тем на Амазоне творятся какие-то запредельные чудеса: бестселлером №1 становится книга, которую отвергли все издатели. Автор опубликовала себя сама на маленьком австралийском сайте, который предоставляет услуги по продаже электронных книг и книг по требованию. А дальше сарафанное радио за год раскрутило книгу.
Знаете, что это за роман? Эротические фантазии. Изначально это был фанфик по «Сумеркам» Стефани Мейер, но потом автор переработала его в книжку.
Есть извечный стереотип, который дает надежду писателям: «Хорошая книга сама пробьет себе дорогу». Как показывает пример «Пятидесяти оттенков серого» дорогу к сердцу читателей может пробить все, что угодно — и при любом качестве текста.
Думаете, это англоязычные читатели — такие идиоты, а русскоязычные лучше? Зайдите в любую пиратскую библиотеку и сравните количество скачек у Зощенко и у самиздатовских мальчиков, которые пишут брутальные романы про безработных магов и их карманных драконов. Слог там такой, что хоть святых выноси. «Я шел по дороге и тяжелый меч хлопал меня по спине. Ночь манила меня. Я люблю запах ночи. В ней я ощущаю свое единение с Мирозданием». И ничего — публике нравится. (Примечание: Я исказила цитату, дабы не позорить автора, — но искажение не особо существенное).
Так что надеяться на то, что вы сможете выехать за счет качества, не приходится. У Зощенко, в любом случае, не получается победить карманного дракона.
Ситуацию на американском рынке неплохо иллюстрирует мой разговор с одним писателем. Я рассказала ему о положении дел на российском книжном рынке. «Представляешь, — говорю, — ну невозможно при нынешних условиях продать больше 5-10 тысяч экземпляров книги в год, если ты не звезда национального масштаба!» Он посмотрел на меня круглыми глазами: «Вы продаете ПЯТЬ-ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ?! Везет людям!»
А парень, между прочим, довольно известный журналист, который вот уже много лет ведет колонку в одном из крупнейших СМИ в Лос-Анджелесе и пишет на хитовую тему — преступность, наркобизнес, полицейские расследования. У него есть имя, но он не занимается целенаправленным продвижением, а его издатели — и подавно.
Так что издание на Западе по старой модели — это не предел мечтаний. В самом лучшем случае это принесет вам 2-3 тысячи проданных экземпляров и несколько тысяч долларов, ради которых не стоит и копья ломать. Понятное дело, что нет правил без исключения, но факты говорят сами за себя.
Что делать? Авторам, пишущим на темы «что? где? когда? как?» — раскручивать тематические сайты и продавать контент всеми доступными способами.
Как быть авторам худлита? Тут надо смотреть по обстоятельствам. Если автору важна слава — значит, надо публиковаться бесплатно и биться с карманными драконами за читательское внимание. А если нужны и деньги, и слава, то придется учить английский, создавать инструменты по собственному продвижению и осваивать западный рынок. И все это надо будет делать самостоятельно, потому что старая модель «писатель пишет — издатель раскручивает и продает» больше не работает.
Сорри и добро пожаловать в век цифровых технологий.
agent_marge