Как сообщил «Известиям» первый заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев, агентство ведет переговоры о дальнейшей судьбе издательства АСТ:
— Несомненно, издательство надо спасти и сохранить. — заявил чиновник. — Это значимая институция на российском книжном рынке, которая по разным расчетам занимает от 10% до 20% — по выпуску, реализации, объему финансовых средств, которое собирало издательство через свои книготорговые структуры. По сути банкротство АСТ – серьезный удар по книжной индустрии. Не дай бог книги, которые находятся на складах, начнут в ускоренном порядке распродаваться. Это сильно обрушит рынок. Восстанавливать его придется в течении 1-2 лет.
Финансовое положение АСТа г-н Григорьев оценивает со сдержанным оптимизмом:
— Налоги, которые АСТ не платило, должны быть уплачены в том объеме, в котором они будут подтверждены экспертами. Они должны быть обозначены, по возможности реструктурированы с возможностью выплаты в течении нескольких лет — с соответствующей перестройкой всего хозяйствующего механизма издательства, осветления финансовых потоков.
Но проблема АСТ заключается не только в издательстве:
— Профессиональные редакторы и художники найдут себе применение на книжном рынке труда, — сказал г-н Григорьев. — В большей степени меня беспокоит судьба книжных магазинов, книгопроводящих сетей. Известно, что в Российской Федерации книжных магазинов на порядок меньше, чем в развитых странах Западной Европы. Это серьезно тормозит развитие книжной индустрии. Поэтому сохранение АСТ – одна из приоритетных задач.
Кроме того, чиновник серьезно озабочен монополизацией издательского пространства:
— Концентрация в руках одного издательства книготорговых сетей – это определенная угроза для рынка, что может вызывать неоднозначную реакцию у издательского сообщества, — подчеркнул г-н Григорьев. Поэтому прежде всего мы рассмотрим вопрос о том, чтобы сети не были сконцентрированы в одних руках. Инвесторы, или группа инвесторов, которые возьмут на себя бремя вывода издательства из серьезного финансового кризиса, будут поддержаны. Агентство ведет сейчас консультации с рядом крупных компаний о возможности участия в процессе санации издательства АСТ.
По словам литературного агента Юлии Гумен (агентство «Гумен и Смирнова»), слияние двух крупных корпораций ударит прежде всего по авторам-новичкам и «середнякам», издающимися общими тиражами до 10 тыс. экземпляров:
— Для нашего агентства, которое работает c качественной современной прозой, слияние «Эксмо» и АСТ означает худший вариант развития ситуации, — сообщила г-жа Гумен «Известиям». — В «Эксмо» работа с агентом сведена к минимуму. АСТ всегда славилось тем, что строило свои взаимоотношения с автором исходя из продаж. В случае слияния победит бизнес-модель. Таким образом, я прогнозирую кризис в отделе современной русской прозы и беллетристики. Надеюсь, что главный конкурент АСТ и «Эксмо» — «Аттикус-Азбука», которая демонстрирует сейчас серьезные экспансивные планы, — станет достойным соперником новому гиганту. Иначе агентам, похоже, придется переквалифицироваться.
Александр Иванов, главный редактор издательства Ad Marginem, входящего в Альянс независимых издателей, считает, что нет худа без добра:
— Не будет прежней гонорарной гонки, сократятся авансы за переводные книги, на рынке появится много безработных профессионалов, часть из которых, возможно, откроет свои маленькие издательства. Я думаю, всем им станет легче дышать в более разреженном пространстве. «Эксмо» не будет ни у кого вырывать куски изо рта, как это делал АСТ.
Возможное слияние также прокомментировали в дирекции национальной литературной премии «Большая книга». Напомним, что 30 мая премия обнародует «краткий список» 2012 года:
— На судьбе премий слияние, если оно произойдет, не отразится никак, — сообщил представитель дирекции. — Например, «Большая книга» принимает и рукописи, а уж финалистов и победителей расхватывают все издательства — и наши, и зарубежные.
Группе АСТ принадлежит несколько книжных издательств — АСТ, «Астрель», «Восток-Запад», «Аванта+» и др., издательский дом «Премьера медиа» (журналы L'Officiel, «Друг», «Охота» и др.), книготорговые сети «Буква», «От А до Я» и «Букбастер» (всего около 450 магазинов). Покупка позволит «Эксмо» увеличить долю на рынке почти вдвое, до 20%, и фактически стать монополистом отечественного книжного рынка.
Лиза Новикова