Ирина Балахонова,
генеральный директор и главный редактор издательства «Самокат»
«Я часто читаю по четыре — пять книжек одновременно, каждую под настроение, в своем ритме. Самый кайф для меня — чтение не по работе. Как правильно сказал Даниэль Пеннак: «Время любить и время читать — время украденное». Всегда приятно прочитать без обязаловки.
Не люблю читать модные вещи — предпочитаю читать книги с опозданием. Так втихую на этой неделе читаю Прилепина, а рядом лежит несколько других книжек, привезенных с питерского книжного салона, — Питер Хег «Ночные рассказы», «Собачья голова» Мартена Рамсланда, «Убийство, которое совершает каждый» Хаймито фон Додерера и «Фауст», которого читала в семнадцать лет и решила перечитать после сокуровского фильма. Не совсем по работе читаю Сигизмунда Кржижановского, из которого мы выбираем несколько рассказов для сборника. С подачи редактора нашей серии «Родная речь» Ильи Бернштейна только что прочла замечательного прозаика 1970-х Вадима Григорьевича Фролова — скоро сделаем его книжку. И совсем по работе читаю три рукописи, одну русскую — про кита и юнгу — очень хорошую, один перевод с немецкого книжки швейцарца Йорга Шубигера, один перевод с итальянского уже изданной у нас в издательстве Сильваны Гандольфи — возможно, что-то из этого выйдет в «Самокате».
Зная мою нелюбовь к книжным магазинам, очень часто книжки мне подбрасывают друзья или члены семьи. Повезло, попались читающие. Да и коллеги-редакторы из других издательств, если попросить, обязательно подскажут что-то стоящее, чаще это происходит на выставках — четыре раза в год. Правда, иногда наши вкусы не совпадают. Бросаю книги, не дочитав, крайне редко — чувствуется, что книги, которые я читаю, проходят предварительный отбор».
Андрей Курилкин,
главный редактор и директор «Нового издательства»
«Я вспоминаю анекдот про замечательного историка, отца Георгия Флоровского. Университетская библиотека требовала, чтобы он вернул какую-то книгу. Но он долго не мог ее найти и в конце концов обнаружил в холодильнике на кухне. Я живу примерно так же — обрастаю книгами с огромной скоростью, иногда кажется, что они размножаются самостоятельно. Дома есть несколько больших стопок неразобранных книг — комод у кровати, подоконники, верхняя полка книжного шкафа. В основном это недавние покупки: что-то я прочту, что-то помусолю и определю на постоянное место, что-то залеживается на годы. На работе просто завалы.
Я много лет пользуюсь съемным жильем, поэтому предусмотрительно рассредоточил библиотеку — часть хранится у родителей, часть на даче, часть на работе, дома всего несколько сотен книг, примерно четверть из которых постоянно ротируется.
Сейчас стопка на комоде выглядит так: «Киреевский» Степановой, Айзенберг «Случайное сходство», Бунин «Публицистика», «Дневник Жеребцовой Полины», два тома Достоевского, стихи Ходасевича, дневник Шапориной (я его читаю с перерывами), «Учение о подобии» Беньямина, том собрания сочинений Бунина с «Жизнью Арсеньева», Сергей Толстой «Очерки былого», стихи Льва Лосева, стихи Геннадия Гора и книжка моего друга Родольфа Бодена о Карамзине. В сумке роман Зебальда «Аустерлиц» (очень хороший).
Новые книжки я в основном покупаю в «Фаланстере», старые — на «Алиб.ру». Поход в букинист — ритуальная часть любого моего путешествия. Думаю, десяток книг в месяц я покупаю, а может быть, и больше. Читаю я их по одной, но люблю иметь под рукой стопку — полистать, помечтать о будущем чтении, особенно если текущая книжка большого энтузиазма не вызывает».
Варвара Горностаева,
главный редактор издательства Corpus
«Не то чтобы я вообще перестала читать. Но пока я занимаюсь этим странным делом — изданием книг, я, видимо, ничего не прочитаю из того, что не выходит в издательстве Corpus. Совсем не стало времени на постороннее чтение, я даже перестала складывать стопочкой книги, которые надо бы прочесть, — как бывало раньше. Отчаялась. Стыдно ужасно, а что делать — с утра до ночи читаю только свое. Вот уйду на заслуженный отдых и тогда уж почитаю чужое. Хотя нет, кое-что я все-таки успеваю читать — детские книжки своему младшему сыну Моте. Ему скоро девять, и он давно читает сам, но жив еще ритуал чтения вслух перед сном. У меня есть два любимых детских издательства — «Розовый жираф» и «Самокат», и, если нужно купить хорошую детскую книжку, я иду в магазин и нахожу их полки. И ухожу уже не с одной книжкой, а с целой сумкой.
Corpus занимается главным образом переводной литературой, так уж повелось с тех времен, когда мы еще звались «Иностранкой», но у нас все-таки есть и немного российских авторов. Это такой своеобразный десерт. Бывает, попадаются такие счастливые книги, над которыми не нужно размышлять. Просто вдруг безошибочно понимаешь, что это необходимо издать — и все. Можно не вычислять аудиторию, не придумывать сложные маркетинговые ходы, не тратить страшные деньги на рекламу — просто уважительно и бережно издать, постаравшись ничего не испортить. Первой такой книгой в Corpus стал «Подстрочник». Потом была «Счастливая девочка» Нины Шнирман, «Темы с вариациями» Николая Каретникова, скоро выйдет книга Михаила Черейского «Дракон с гарниром, двоечник-отличник и другие истории про маменькиного сынка». Вот это я и читаю с огромным удовольствием. А еще Рубинштейн, Гандлевский, Наум Ним, Максим Осипов, Бильжо, Вайль, Генис — наверняка кого-то забыла.
Когда еду в отпуск, закачиваю в читалку кучу рукописей — будущих книг Corpus. И опять ничего чужого-постороннего, увы.
Все мои книжки стоят у меня дома, все, что мы издали за двенадцать лет. В одном углу живет старорежимная «Иностранка», в другом — новомодный Corpus, мне приятно среди них жить. Помещаются уже с трудом. Когда места категорически перестает хватать, я вызываю на помощь старшего сына Илюшу — он проводит строгую ревизию и вынимает с полок книги, без которых, как он считает, можно обойтись. В прошлый раз мы отнесли довольно большую партию в библиотеку неподалеку».
Юлия Загачин,
генеральный директор издательства «Розовый жираф»
«Весь мой дом — это такой «прикроватный столик», заваленный книгами. У меня почти нет поверхности, не забитой книгами, которые нужно прочитать. Приходится таскать домой кучу книг с работы, о которых надо подумать. Я заставляю своего старшего сына думать над этими книжками вместе со мной, а младшему я читаю и смотрю, как он реагирует. И мужа своего заставляю читать детские книжки. При этом у всех этих несчастных людей есть еще свои книжки, которые они хотят прочитать. Так что дома у нас настоящие книжные завалы. Книги лежат на подоконниках, на столах, в туалете и собирают пыль. Примерно раз в неделю я предпринимаю героическое усилие разобраться и расставить книги, которые в данный момент никто не читает, на полки.
Обсуждала недавно на работе с коллегой, что современные дети читают в разы меньше, чем поколение до них. Мы пришли к выводу, что чтение — это привычка, а не вопрос того, есть ли у меня время. Я обычно одновременно читаю пять или шесть книжек. Для себя я сейчас читаю «Бессмертную жизнь Генриетты Лакс», уже заканчиваю. Еще я очень люблю читать журнал New Yorker, и это страшная засада. Почти в каждом номере есть хорошая статья, ради которой бросаю все дела, пока не закончу ее читать. Кроме этого, я много слушаю аудиокниг, обычно в пробках. Я люблю читать на «Киндле», у нас дома несколько читалок и два айпэда, забитых книгами. Но серьезные книжки, нон-фикшн, я не могу читать с экрана, потому что много «хожу» по книжке — листаю туда и обратно».
Олег Новиков,
генеральный директор издательства «Эксмо»
«Книги лежат у меня повсюду: на столике у кровати, в кабинете на столе, подоконник завален книгами, множество книг в шкафу. Но больше всего книг в нашем доме у детей — в игровой и в детской спальне. Дети первым делом, когда встают, требуют книжку, с книжкой садятся на горшок, одеваются, едят.
По работе у меня нет особой необходимости все читать — это делают редакторы. Единственное, что я всегда читаю «для работы», — это семь — восемь книг, которые мне присылают перед премией «Большая книга». А в остальном практически все, что я беру в руки, — это мой собственный выбор. Я люблю книги по бизнесу и постоянно слежу за новинками в этой области. Люблю читать детективы и серьезную прозу, историческую или автобиографическую. Сейчас, например, я взял на отдых одну книгу про маркетинг, новую книгу Радзинского «Сталин» и биографию Стива Джобса, которые вышли в издательстве «АСТ». Очень ценю издательство «Манн, Иванов, Фарбер», это подарок читателю. Они начали выпускать книги не только по бизнесу, но и про спорт, и я с удовольствием читаю сейчас книгу про плавание «Полное погружение». Читаю, учусь нырять и нахожу в этом что-то новое».
Александр Иванов,
главный редактор издательства Ad Marginem
«Дома в одной из комнат стоят книги, которые читает вся семья. А в другой есть уголок, который принадлежит индивидуально мне, в нем нескольких сотен книг, из которых я пытаюсь создать небольшую идеальную библиотеку. При этом происходит постоянная книжная миграция: моя библиотека пополняется новыми книгами, а что-то из нее уходит в ссылку в большую домашнюю библиотеку. Но совсем избавляться от книг мне не приходится — я не покупаю случайных книг.
Я читаю много философской литературы для поддержания интеллектуальной формы: классику, современную философию, социологию и антропологию. Я все время нахожусь в некоем интеллектуальном движении, пытаюсь рифмовать процессы, происходящие в современном гуманитарном поле, с тем, что я перечитываю из классики. Я вижу, как какая-то традиция выплывает наверх, а другая уходит под воду. Сейчас мне кажется, что сильна традиция литературы XVII века — до эпохи Просвещения: Гоббс, Лейбниц мой любимый, Спиноза. Поэтому сейчас мы готовим к изданию устные лекции Жиля Делеза о Лейбнице, Спинозе и Канте».
Ася Дунаевская