"Настало время новой эры. Некоторые люди будут расстроены этим, но стоит отметить, что наша страница в Интернете постоянно обновляется, она куда насыщеннее печатного издания и на ней есть мультимедиа," — успокаивает президент Encyclopedia Britannica Inc. Джордж Кауц.
Справедливости ради стоит отметить, что печатный вариант самой популярной в англоязычном мире энциклопедии уже давно не приносит былых доходов. Вариант 2010 года так и не удалось распродать — с полок ушло лишь 8000 экземпляров стоимостью почти полторы тысячи долларов. Серьезное пике по сравнению с 1990 годом, когда только в США купили 120 тысяч копий. Сегодня компания зарабатывает на обучающих программах.
Причина падения колосса? На первый взгляд, это, конечно, сетевая гегемония Wikipedia. Она бесплатна, она доступна, она знает обо всем — даже сам Кауц заявил, что Britannica никогда не узнает обо всех героях вашего любимого сериала. Недостоверна? Как это ни поразительно, но даже ученые (полагаю, не без поддержки самой Wikipedia) заявляют об объективности интернет-энциклопедии. Более того, в 2005 году был проведен выборочный анализ 42 статей обеих изданий. Britannica выиграла – в среднем 3 ошибки на статью, у народного брата – 4.
Впрочем, влияние Wikipedia – лишь косвенная причина. Вторая, менее очевидная, версия провала – это бумага. Дело в том, что физическое ощущение книги еще нравится многим, несмотря на заявления цифровых издателей, но одно дело читать роман, и совсем иное – обращаться к книге в поисках информации. Банально перелистывать в поисках нужной буквы – слишком долго для современного человека.
Но главный просчет на самом деле вовсе не в ошибочной экономической модели. Сам принцип бумажной энциклопедии строится на незыблемости и уникальности мнения конкретного академика, написавшего конкретную статью в конкретный момент времени. В интернет-эру столь быстро устаревающий и беспрекословный справочный материал был обречен. Britannica еще долго продержалась – аналог от Microsoft "пал" еще в 90-х.
Выкидывать такой раритет, конечно, не стоит хотя бы потому, что он с каждым годом становится дороже, а во-вторых, потому что 30 томов с золотыми буквами отлично смотрятся на полке.
Игнат Кулагин