В Толстовском центре на Пятницкой открылась выставка «ОН и ОНА». История непростых взаимоотношений Льва Толстого и его жены Софьи Андреевны. Впервые будут представлены многие уникальные предметы из фондов музея.
«Освобождением Толстого» назвал уход писателя из Ясной Поляны Иван Бунин. Стефан Цвейг написал, что это было «бегство к Богу», а Вересаев, что это был уход от Софьи Андреевны. И нам не хотелось бы, чтоб наши посетители ушли с выставки, согласившись с последним мнением», – говорит куратор выставки Тамара Бурлакова
Вот известный писатель Толстой делает предложение 18-летней Софье Берс – он носил сложенный вчетверо листочек в кармане, долго не решаясь его отдать. Венчальные свечи, иконы. Итоги совместных дел – в лучшие годы семейной жизни – 60-70-е – написаны романы «Война и мир», «Анна Каренина». После тщательного переписывания последнего Софья Андреевна получила в подарок золотое колечко с двумя бриллиантами и рубином.
«Софья Андреевна любила украшения и настолько была привязана к этому знаку внимания, что написала собственный автопортрет с этим кольцом на пальце – автопортрет хранится в Ясной Поляне», – рассказывает Валентина Алексеева, зав. отделом фондов государственного музея Л.Н. Толстого.
Он работал от рассвета до заката, успевал заниматься детьми и общаться с крестьянами, собственноручно шил сапоги. Одна из пар экспонируется на выставке. Софья Андреевна, родившая 13 детей, успешно вела хозяйство, самостоятельно подготовила 12 полных собраний сочинений писателя, и даже просила Александра III разрешить издание так нелюбимой ею «Крейцеровой сонаты».
Позже, жена отвечает мужу протестной повестью «Чья вина?», где спорит с «Крейцеровой сонатой».
«Эту повесть она предлагала напечатать при жизни Толстого. И ее самые близкие люди – сын Лев Львович уговаривал этого не делать. Говорил: не надо, ведь она этим принизит свою роль матери, жены», – говорит Людмила Гладкова, автор-составитель книги.
В новой книге, изданной толстовским музеем – впервые издана повесть Софьи Андреевны «Песня без слов» – о ее романе с композитором Танеевым. Говорят, Толстой этих записок жены не читал. Однако присутствие Танеева в яснополянском доме после трагедии – смерти семилетнего сына Толстых Ванечки – влияло на отношения супругов.
«Хотелось бы сказать правду. Но правду можно сказать только тогда, когда сами герои откроют ее нам. И поэтому выставку мы делали без всяких акцентов со стороны. Мы не даем своих оценок», – отметил Виталий Ремизов, директор государственного музея Л.Н. Толстого
Листок из дневника на каждый день – который Толстой прятал от жены в сапоге, прощальное письмо, написанное Софье Андреевне в ночь ухода и последняя фотография Толстого с женой. Такие – ежегодно делались ею в день свадьбы. Эта последняя – 48-я, дальше - уход…
Источник: Телеканал «Культура»