Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты двух опросов, проведенных в рамках исследования «Электронные книги в нечитающем мире».
Как сообщается в пресс-выпуске ВЦИОМ, в ходе инициативных опросов 11–12 сентября 2010 года и 23–24 мая 2009 года была собрана информация от 1600 респондентов, проживающих в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Исследователи пытались выяснить, знакомо ли россиянам такое устройство, как «электронная книга», как оно меняет жизнь людей, и планируют ли они обзаводиться такой технической новинкой. Примечательно, что хотя специалисты отрасли электронными книгами чаще называют цифровой контент, а (бук)ридерами – устройства для его чтения (впрочем, терминология пока не устоялась), с точки зрения специалистов ВЦИОМ, «электронная книга» – это устройство для чтения, а представление о том, что это текст – «ошибочно». Этот момент важно учесть для верной интерпретации результатов исследования.
Опросы показали, что за последнее десятилетие чтение в России в целом потеряло популярность: если в 1996 году ежедневно читали книги 31% опрошенных, то сейчас – только 22%. 42% россиян берут в руки книгу от случая к случаю, 35% (против 20% в 1996 году) – очень редко, а то и вовсе никогда.
Что касается основного предмета исследования, то россияне пока плохо знакомы с «электронными книгами»: 39% впервые услышали это словосочетание в ходе опроса. Примерно столько же респондентов признались, что кое-что слышали, но плохо представляет себе, что это такое. 11% ошибочно (см. выше) полагают, что это текст в электронном виде на экране компьютера, телефона и т.д. Только 7% знают, что это специальное устройство для чтения и(ли) сами являются владельцем такового.
Лучше других оказались осведомлены высокообразованные россияне (11%) и активные пользователи сети Интернет (15%). Ошибочное представление об электронных книгах как текстах имеют, как правило, именно эти респонденты (19 и 25% соответственно). Впервые услышали об электронных книгах в ходе опроса малообразованные респонденты (72%) и те, кто не пользуется Интернетом (60%).
Правильно (с точки зрения ВЦИОМ) понимают, что такое «электронная книга» и(ли) имеют опыт использования этого устройства, в основном, россияне моложе 45 лет (10–11%). Молодежь 18-24 лет чаще других склонна считать электронной книгой любой электронный текст (26%). Наконец, пожилые россияне в большинстве своем вообще никогда раньше об электронных книгах не слышали (69%).
Половина россиян затрудняется оценить значение электронных книг в жизни человека (52%). 11% полагают, что это устройство позволяет человеку больше читать и становиться умнее, 6% считают, что оно делает жизнь более комфортной, а по мнению 1%, это устройство – повод для гордости. 3% уверены, что электронные книги вытесняют обычные, столько же респондентов полагают, что это пустая трата денег, а 1% убеждены в их негативном влиянии на зрение.
На момент опросов владельцами электронной книги являлись 3% респондентов. Возможность ее приобретения рассматривают для себя еще 11% россиян – в основном, это 18–24-летние (20%), высокообразованные (15%) респонденты и активные пользователи сети Интернет (23%). Большинство опрошенных (79%) заявили о том, что не планируют покупать такое устройство. В основном это пожилые (92%), малообразованные (89%) россияне и те, кто не пользуется Интернетом (90%). Согласно опубликованным ранее прогнозам аналитиков, объем рынка ридеров в России в 2010 году составит около 440 тысяч штук.
Более подробная информация по конкретным пунктам опросов доступна на сайте ВЦИОМ.
Источник: Pro-Books.Ru