Марк Захарович Шагал (1887-1985) — живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства. Выходец из России, с 1922 года проживал за рубежом. Ирреальные произведения (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченные тонкой красочностью, выразительным живописным рисунком. («Над городом», 1914-18; витражи, иллюстрации).
Марк Шагал родился 24 июня (6 июля по старому стилю) 1887 года, в Витебске. Он был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала. В 1900-1905 учился в витебском 1-м городском четырехклассном училище.
Начальными шагами будущего художника руководил витебский живописец российский живописец Юрий Моисеевич Пэн (1854-1937). В 1907 году Марк Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907-1908), затем занимался в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были график и театральный художник Мстислав Валерианович Добужинский и живописец, график, театральный художник Лев Самуилович Бакст.
Свою художническую биографию М. Шагал начинал с картины «Покойник (Смерть)», 1908 (масло, Национальный музей современного искусства, Париж); в 1909 году были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики.
Первый парижский период
В августе 1910 года Марк Шагал уехал в Париж. В 1911 году он поселился в артистической колонии Ля Рюш («Улей»). В первый парижский период сблизился с поэтами и литераторами Гийомом Аполлинером, Блезом Сандраром, Максом Жакобом, А. Сальмоном и другими. Аполлинер в одном из эссе употребил по отношению к искусству Шагала термин «сверхнатурализм» («сюрнатурализм»).
В 1912 году художник впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на московские выставки «Мир искусства» (1912), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913). До конца своих дней Марк Шагал называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество русского живописца Михаила Александровича Врубеля, и произведения безымянных вывесочников, и живопись крайне левых.
Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин. Обыденную действительность на его холстах освещали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.
Центральными работами первого парижского периода М.З. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки; они нашли большой отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистическому движению.
Последние русские годы
Летом 1914 года Шагал вернулся в Витебск, где его застало начало первой мировой войны. В 1914-15 годах была создана серия «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены).
Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892?-1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). С осени 1915 года и по ноябрь 1917 год Шагал с семьей жил в Петрограде, служил в одном из военных ведомств. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916, и др.), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие).
В Витебск художник возвратился после Октябрьской революции. Получив в августе 1918 года мандат «уполномоченного по делам искусств города Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище, куда привлек в качестве преподавателей Мстислава Валериановича Добужинского, Ивана Альбертовича Пуни, Лазаря Марковича Лисицкого, Юрия Моисеевича Пэна и других. Под руководством Марка Шагала и с его участием в 1918-20 годах проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска.
В последний период на родине художником были написаны полотна «Над городом», 1914-1918 (Третьяковская галерея), «Венчание», 1918 (Третьяковская галерея), «Прогулка», 1918 (Русский музей) и ряд других, расцениваемых ныне как вершинные его достижения.
Конфликтная ситуация, сложившаяся в результате деятельности художника Казимира Севериновича Малевича в витебской школе, вынудила Шагала уйти из школы и уехать в Москву в июне 1920 года. Здесь он исполнил монументально-декоративные панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, а также оформил спектакль по еврейскому писателю Шолом-Алейхему. В летние месяцы работал учителем в колонии для малолетних беспризорников в Малаховке.
В последний русский период Шагал выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 году прошла его персональная выставка в Еврейском Камерном театре, в 1922 году — совместная с российским живописцем, скульптором и графиком, заслуженным художником России Натаном Исаевичем Альтманом и российским живописцем и графиком Давидом Петровичем Штеренбергом (Культур-лига, Москва).
Снова за границей
В начале лета 1922 года через Каунас Шагал направился в город Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам — офорту, сухой игле, ксилографии; в 1922 году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его книге «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году; книга в переводе на французский язык с ранними рисунками в качестве иллюстраций увидела свет в Париже в 1931 году).
По приглашению парижского галерейщика А. Воллара Марк Захарович в 1923 году переехал в Париж для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» (1923-1927). Затем по заказу французского писателя Жан де Воллара исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (1927-1930). В 1927 году возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее карнавализованными образами клоунов, арлекинов, акробатов, сквозными для всего шагаловского творчества.
В 1920-е годы дружеские контакты связали Шагала с живописцем Пабло Пикассо; с живописцем, графиком, мастером декоративного искусства Анри Матиссом; живописцем и графиком Жоржом Руо; с живописцем Пьером Боннаром, с поэтом Полем Элюаром и многими другими деятелями искусств.
В 1920-30-е годы Марк много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французскими ландшафтами (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937 году).
В 1931 году художник совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930-39 и 39 офортов в 1952-56) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала.
В 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Иозефа Геббельса. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона: в предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938, Чикагский институт искусства, США, «Распятый художник», 1938-1940, «Мученик», 1940, «Желтый Христос», 1941, и др.).
Американский период Шагала
В мае 1941 года по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства художник с семьей переехал в Америку. В 1943 году встретился в Нью-Йорке с другом молодости - российским актером, режиссером, педагогом и народным артистом СССР Соломоном Михайловичем Михоэлсом, собиравшем деньги для СССР.
В американский период Шагал в основном работал для театра: в 1942 году он оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, в 1945 году балет композитора и дирижера Игоря Федоровича Стравинского «Жар-птица».
В сентябре 1944 года внезапно скончалась жена художника Белла Шагал; ее память была увековечена в композициях «Моей жене посвящается» (193З/1944) и «Вокруг нее» (1945, обе Национальный музей современного искусства, Париж).
Возвращение Марка Захаровича во Францию
Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948 году. Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя (1948) принесли автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIУ Биеннале в Венеции.
В конце 1940-х годов Марк Шагал поселился на юге Франции, близ Ниццы. В 1952 году художник вступил в брак с Валентиной (Вавой) Бродской; путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дала толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой.
С начала 1950-х годов Шагал приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману древнегреческого писателя Лонга «Дафнис и Хлоя» (1960-1962).
На юге Франции начался последний этап жизни Шагала. Живописец-станковист, он постепенно все больше и больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х годов он создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-70-х годов им были изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля.
В 1964 году по заказу президента Франции Шарля де Голля и министра культуры, писателя Андре Мальро Марком Шагалом был написан плафон парижской Гранд-Опера; в 1966 году — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 1966 года художник обосновался в Сен-Поль-де-Ванс близ Ниццы, где построил дом-мастерскую. В июне 1973 года мастер посетил с кратковременным визитом Москву и Ленинград.
Представительный ряд общеевропейских и мировых знаков отличия, полученных мастером на протяжении длинной жизни, был увенчан в 1977 году высшей наградой Франции, Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 — январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, была устроена выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).
В июле 1973 года в Ницце был открыт музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами; правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.