Название этой книги совсем не смешное - «Судный день», но содержание, как написано в аннотации - дурашливое. Хотя тут же добавлено, что наличие в ней кучи анекдотов, пародий и притч не умаляет серьёзность произведения, пронизанного большой болью за нашу неблагополучную Родину. Так что же произвели на свет автор - Михаил Никитин и издательства «Зебра Е» с ACT? Я склонен считать, что это всё-таки ближе к юмористике, правда, не такой отвязной, как в «Камеди-клабе», и не столь пошлой, как в «Аншлаге», но книга всё же проходит по ведомству смехотворчества. Хотя бы такой афоризм-признание автора: «Я зарабатываю на юморе. Но очень смешные деньги». Или: «Многие готовы признать себя дураками, но только не лишёнными чувства юмора». И ещё: «Деньги могут дать как свободу, так и годы её лишения». Ну и так далее, афоризмы на любой вкус, названные автором «Странные мысли». Мысли не странные, но достаточно остроумные и проницательные. Право, только ради них, этих восьми страничек, стоило бы купить эту книгу. А вот пародийное опереточное либретто «Любовь и брак» вызывает лишь усмешку. Такое мог написать Остап Бендер за пять минут вместо своего сценария «Шея», когда ему срочно потребовались деньги. Цитата:
Но как весною ждём мы лета,
Мы ждём прекрасного либретто,
Поскольку без таких либретт
Не будет дивных оперетт!
Я понимаю, что автор здесь вволю именно подурачился, поёрничал, но подобное действительно не стоит выеденного яйца, хотя не факт, что это либретто пройдёт мимо современных театральных режиссёров, коли уж «Дети Розенталя» в самом Большом угнездились. Возможно, это именно то, что отвечает вкусу толпы. И тут я хотел бы вообще коснуться темы юмора и развлечений в нынешнее время. Прежде всего, это - яд, но яд, в отличие, скажем, от алкоголя или наркотиков - чисто духовный, не поражающий физическое тело человека. Отрава эта замаскирована и кажется вполне безобидной, но её смертоносное жало - это изощрённая шутка дьявола. Вспомним, как от души поиздевались сподвижники Воланда над теми, кто пришёл в театр «Варьете», чтобы развлечься. Так и сегодняшние Петросяны. А ведь духовное состояние человека во все времена, а в нынешние особенно, к смеху никак не располагает. Настолько далеко мы зашли в своих пороках и нравственной грязи. В мире ежедневно происходит насилие, подлость и предательства, не стихает разгул низменных страстей, а среди этого пира во время чумы царят смех и развлечения. Да хотя бы последний пример - гибель людей в Перми в клубе «Хромая лошадь», пришедших поразвлечься и посмеяться. И как в связи с этим не вспомнить пророческие слова Христа: «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете».
Механизм разрушающего действия юмора на душу человека очень тонок и глубоко сокрыт от простых людей, хохочущих над остротами разных бульдогов Харламовых. Прежде всего, он пытается отвлечь внимание человека от главной цели его жизни - спасения души. Анекдоты, клоунады, пародии, юморины, которым несть числа на телевидении, лишают зрителя (и читателя, если речь идёт о книгах) «образа и подобия Божия» в себе. Он становится такой же кривляющейся обезьяной, как и эстрадный артист (или писатель-юморист типа Жванецкого, «дежурного по стране»). И, кроме того, юмор практически всегда сопровождается если не осуждением ближнего, то его унижением, выставлением его физических и душевных недостатков напоказ. Кто-то скажет, что так снимается стресс, это отдых и больше ничего. Нет, это не отдых, это намеренное уничтожение нравственных ценностей и опошление духовных ориентиров под дикий и бессмысленный хохот. Как писал Владимир Кузин в журнале «Балтика», исследуя юмористику как тайное орудие дьявола, дальше наступит самое интересное: по свидетельству людей, имевших мистический опыт пребывания в иной реальности, душа человека, освободившись от физического тела, примет форму, соответствующую его духовно-нравственному состоянию, которого он достиг на Земле на момент своей смерти. И тогда ни похоть, ни сластолюбие, ни зависть, ни злобу, ни желание унизить ближнего или послушать-почитать смешную пошлятину - скрыть от окружающих станет невозможно (почему Христос и предупреждал людей, чтобы они следили не только за своими поступками, но словами и мыслями). Тогда многим из нас станет неимоверно стыдно за своё открывшееся подлинное обличие (отсюда и библейский вопль к горам и камням: «падите на нас и сокройте нас»). Вот тогда «плач и скрежет зубов», о которых постоянно предупреждали Христос и апостолы, станут реальностью, наполнят всё пространство вокруг тех, кто потерял возможность стать чище, упустил свой шанс приобрести в сердце то «золото», которое в новой реальности воссияет прекрасным Божественным светом. И этот свет удивит и обрадует тех, кто во время земной жизни был обделён заботой и лаской, кто страшно страдал, пока пустые и равнодушные люди утоляли свою душевную тоску лошадиным ржанием. К ним, ржущим, относятся слова апостола Иакова: «Смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль».
Вот почему мне кажется довольно симптоматичным само название этой книги - «Судный день». Автор, возможно, сам не ведая того, выбрал единственно верный заголовок, подчёркивающий и напоминающий, что ждёт нас всех впереди. И сюжет, и смысл одноимённой повести, хотя и следуют в русле смеховой культуры, но несут в себе ещё и серьёзные психологические наблюдения и размышления, дающие читателю на подсознательном уровне осознание реальности бытия, которое ведёт в пропасть. В этом проявился несомненный литературный дар М.Никитина, его оптимистический пессимизм. Вырваться бы ему ещё окончательно из этого порочного юмористического круга - цены бы не было.
Александр Трапезников
«ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ». 15.01.2010. № 1 (2435)