Британский институт кинематографии спас от забвения первую экранизацию знаменитой сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес».
«Алиса в стране чудес» оставила след в кинематографе спустя всего 8 лет после его рождения – в ту пору, когда самое иллюзорное из всех видов искусств претворялось «великим немым». К моменту создания фильма книжке исполнилось 37 лет, тем не менее, ее экранизация потребовала от своих создателей настоящих чудес воображения и невиданной ловкости рук: описываемые Кэроллом персонажи и сюжетные коллизии едва поддавались переводу на пленку.
К примеру, главная героиня в кадре несколько раз уменьшалась и увеличивалась при помощи декораций и монтажных склеек – что для того времени само по себе уже было «новейшим словом кинотехники». Кроме того, «Алиса в стране чудес» стала самым продолжительным фильмом британского производства: картина длилась всего 12 минут, однако то, что по нынешним показателям считалось бы короткометражкой, тогда означало рекорд.
Первая экранизация была канонической: фильм во всем следовал если не букве текста, то классическим иллюстрациям к произведению Кэролла – так, на роль Алисы была подобрана темноволосая актриса (вопреки распространенному позднее златокудрому образу). Действие в кадре перебивалось вклейками с пояснениями происходящего – весьма сжатым пересказом событий книжки. Для премьеры картины подразумевалось музыкальное сопровождение под фортепиано.
Оживить «Алису» удалось на основе материала, предоставленного Британскому институту кинематографии в 1963 году владельцем одного из частных кинотеатров. Однако приступить к реставрационным работам специалисты смогли лишь в 2009 году, когда миру были, наконец, явлены необходимые технологии. В результате, несмотря на современные возможности, удалось возродить лишь 8 минут – остальная часть фильма, увы, безвозвратно погибла.
Источник: Newsland.ru