Автором композиции и бронзовых фигур Хлестакова и городничего стал скульптор, член-корреспондент Академии художеств, заслуженный художник РФ Александр Таратынов. Силуэты плоских фигур остальных персонажей "Ревизора" отрисованы архитектором Денисом Ридером. Эти образы выполнены по мотивам самых известных иллюстраций к "Ревизору".
Известно, что долгое время устюжане обижались на Гоголя, пытаясь всячески доказать, что городничий Иван Александрович Макшеев, на годы правления которого приходится визит в Устюжну Платона Волкова (ставшего прообразом Хлестакова), человек достойнейший и ни одной чертой своего характера не похож на гоголевского городничего Сквозника-Дмухановского. В комедии "Ревизор" потомки Макшеева, настойчиво искали множество неточностей, выступали с критикой Гоголя. Сегодняшние устюжане сделали "Ревизора" одним из туристических брендов, приглашая гостей посетить те места, где, возможно, происходили описанные в комедии события.
- Установленные нынче в Устюжне скульптуры героев "Ревизора" уже стали самой посещаемой устюжанами и гостями города сэлфи-зоной. Даже появилась примета: для карьерного роста надо потереть крест на груди городничего. А для успеха на любовном фронте - поцеловать в щечку Хлестакова, - сообщила "РГ", глава города Устюжна Зинаида Костина. Правда, сейчас, в 20-градусный мороз городские власти целовать фигуры не советуют.
Скульптурная группа на Торговой площади - это часть большого проекта администрации Устюжны "Провинциальный Эрмитаж". В 2019 году он победил во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной среды в малых городах и исторических поселениях. Минстрой выделил Устюжне грант в размере 40 миллионов рублей, а бюджет Вологодской области добавил почти 14 миллионов рублей.
Проект предусматривал не только реновацию Торговой площади, но и ремонт фасада двухэтажного исторического здания - так называемого "дома Чуриных" - под размещение картинной галереи краеведческого музея, который сейчас располагается в соборе Рождества Пресвятой Богородицы - памятнике архитектуры II-ой половины ХVII века.
Устюженский краеведческий музей был основан в 1921 году. Основу его коллекций составили поступления из Государственного музейного фонда Эрмитажа. Сегодня в фондах музея более 800 живописных работ, 250 из них - картины русских и западноевропейских художников XVII-XX веков, в том числе работы известных мастеров - Айвазовского, Клевера и других. К сожалению, большая часть экспонатов из-за отсутствия выставочных площадей находится в запасниках.
Кстати, от руководства подрядной организации, которая проводила ремонт фасада здания будущего музея, устюжане тоже получили подарок. Это бронзовая скульптура кота (должны же у "Провинциального Эрмитажа", как и у настоящего Эрмитажа, быть свои коты). У очаровательной скульптуры уже есть кличка - Михалыч.
- Мы уже раскрыли пространство Торговой площади, приблизив его к историческому облику начала ХХ века. Для этого потребовалось полностью вырубить на этой территории больные и аварийные деревья и перенести в другую часть площади памятник Ленину (на то место, где он изначально был установлен). Радует то, что сегодня, видя преображающееся пространство, частные инвесторы сами вкладываются в ремонт бывших купеческих домов, примыкающих к площади. И администрация Устюжны планирует в следующем году подготовить новую заявку в Минстрой на конкурс создания комфортной городской среды, - рассказала Майя Ридер, член "Союза Архитекторов России", научный руководитель проекта "Провинциальный Эрмитаж".