Отличный повод, чтобы осмыслить положение русского языка в современном мире — что у нас есть, чего не хватает, что нужно сделать. Этому и был посвящен разговор президента Владимира Путина с деятелями культуры — в этому году он хотя и состоялся в дистанционном формате, но получился достаточно насыщенным. За минувшее десятилетие стало ясно: да, мы дышим русским языком как воздухом — но, как и чистота воздуха в современном мире, русский язык нуждается в защите. «МК» узнал у экспертов, в чем должна состоять языковая политика и как ее прописали законодатели в нынешних поправках в Конституцию.
Культура — национальное достояние, русский язык — ядро культуры России. Это аксиомы, которые предложено зафиксировать в Основном законе. Поправок, отражающих это, сразу три. Первая: «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»; Вторая: «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством». Третья: «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия».
На встрече президента России с деятелями культуры в День русского языка проект поправок (они вступят в силу, если получат одобрение на общенародном голосовании 1 июля) вызвал одобрение многих выступающих. Так, директор пушкинского музея-заповедника «Михайловское» Георгий Василевич заявил: конституционная защита русского языка (одновременно с охраной многообразия языков народов России) звучит «очень по-пушкински». Ведь и сам поэт пророчил, что «назовет меня всяк сущий в ней язык». А директор Национальной библиотеки Бурятии Людмила Гармаева горячо одобрила поправки, обязывающие государство защищать этнокультурное и языковое многообразие народов России.