Виктор Некрасов, объединивший в первом своем произведении традиции «Севастопольских рассказов» Льва Толстого со стилистикой Эриха Ремарка, ввел окопную правду в советскую литературу. Прозаика можно назвать декабристом 20 века: героически сражавшийся за родину и обласканный властями писатель ценил дружбу и нравственность выше материальных благ и привилегий. Дворянин по рождению успел побывать и сталинским лауреатом, и сотрудником радио «Свобода», лишенным советского гражданства.
Будущий литератор появился на свет в Киеве, за 2 месяца до исторического визита в «мать русских городов» императора Николая II. Отец мальчика, Платон Феодосиевич Некрасов, не имел родственных связей с поэтом Николаем Некрасовым, автором произведения «Кому на Руси жить хорошо», зато мать Зинаида Николаевна приходилась дальней родственницей Анне Ахматовой.
Вскоре после рождения Виктора родители расстались, и мальчик 3 года провел во французской языковой среде – сначала в Швейцарии, а затем в Париже, где Зинаида обучалась на медика и дружила с семьей Анатолия Луначарского.
В 1915 году Некрасовы вернулись в Киев, но пообщаться с отцом Вите не удалось – в 1917-м Платон Феодосиевич скоропостижно скончался. Через 2 года трагически погиб старший брат будущего писателя Коля – юношу, говорившего исключительно по-французски, патруль принял за шпиона, запорол шомполами и выбросил тело в Днепр.
Виктор получил сугубо женское воспитание – его растили бабушка, мама и тетя Софья Николаевна. На фотографиях маленький Некрасов запечатлен в девичьих платьях и с длинными волосами. С подачи старших родственниц Виктор всю жизнь именовал себя не Витя или Витек, а Вика.
Некрасов рос милым и послушным ребенком. Кроме школы, дополнительно занимался языками Мольера и Шекспира. Парень стремился реализовать разнообразные таланты, воплотить в жизнь не только свои мечты, но и надежды, возлагавшиеся на погибшего брата. После школы одновременно обучался в архитектурном и театральном институтах, занимался в литературной студии.
Как архитектор Некрасов участвовал в возведении Киевского вокзала и строительстве лестницы на Аскольдовой могиле. Как актер с передвижным театром выступал на Дальнем Востоке, на берегах Вятки и Дона. Биография Виктора круто изменилась с началом войны: Некрасов добровольцем ушел на фронт, в качестве сапера прошел от Сталинграда до Польши, был дважды ранен, награжден орденами и медалями. На передовой вступил в ВКП(б). С войны Виктор Некрасов, по воспоминаниям тети, вернулся погрубевшим, с испортившимися манерами.
Раненая на фронте правая рука заживала плохо. Для восстановления моторики врач посоветовал Некрасову ежедневно помногу писать, и Виктор Платонович занялся созданием главного произведения жизни – книги «На краю земли», впоследствии преобразованной в повесть «В окопах Сталинграда».
Создавалась книга при свете керосиновой лампы, и на керосин начинающий писатель тратил 400 руб. в месяц, а военная пенсия составляла всего 500. Усилия и средства окупились сторицей. Произведение, положившее начало «лейтенантской прозе», опубликовал журнал «Знамя», а автор по личному распоряжению вождя всех народов вошел в число лауреатов Сталинской премии.
Воспоминания о ранении верхней конечности помогли Некрасову в 1950 году правдоподобно описать аналогичную контузию в рассказе «Сенька», повествующем о преображении юного самострела в мужественного воина. В произведении «В родном городе» писатель рассказал о непростом возвращении бывших фронтовиков к мирной жизни.
Творчество Виктора Платоновича не ограничивалось только художественной литературой. Прозаик доказал, что дом номер 13 на Андреевском спуске – это именно то здание, в котором жил Михаил Булгаков. С легкой руки Некрасова трехэтажное строение киевляне стали называть «Домом Турбиных». Исторические заметки Виктора Платоновича о столице Украины легли в основу цикла «Городские прогулки».
Особые отношения складывались у писателя с кинематографом. Через 10 лет после первой публикации повести, сделавшей Некрасова знаменитым, произведение экранизировали: вышел фильм «Солдаты» – одна из первых картин с участием Иннокентия Смоктуновского. Еще через 2 года режиссер Владимир Венгеров по мотивам повести Виктора Платоновича «В родном городе» снял картину «Город зажигает огни». В ленте молодая актриса Алиса Фрейндлих впервые сыграла не эпизодическую, а полноценную роль.
В 1960 году прозаик срежиссировал любительский фильм «Паола и роман», в котором сыграл главную мужскую роль. По сценариям Некрасова сняты документальные картины «Неизвестному солдату», «Сын солдата», «Жил человек», «И снова белый цвет каштанов», «Продавец игрушек». Режиссер Илья Гутман на основе книг Виктора Платоновича выпустил ленты «38 минут в Италии» и «Обычная жизнь Буэнос-Айреса».
Писатель, благополучно переживший сталинскую эпоху, неожиданно начал подвергаться гонениям при Никите Хрущеве. Властям не нравились то рецензия Некрасова на фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича», то очерки, написанные прозаиком по итогам зарубежной поездки. Виктор Платонович вместо гневного обличения пороков капитализма опубликовал лирические заметки, в которых сочувствие простым людям сочеталось с мягкой иронией и восторженным описанием красот Парижа.
Особенное раздражение в ЦК КПСС вызвала деятельность Некрасова по увековечению памяти киевских евреев, расстрелянных в Бабьем Яре фашистами. Виктор Павлович добился того, что на месте казни возвели памятник, отказавшись от первоначального плана строительства там стадиона. Книги лауреата Сталинской премии перестали публиковать, и Некрасов с престарелой матерью были вынуждены существовать на его ветеранскую пенсию.
Писатель не являлся диссидентом в полном смысле этого слова, но поддерживал товарищей, впадавших в немилость, хранил и перепечатывал запрещенную литературу, подписывал письма против реабилитации Сталина. Некрасова трижды исключали из партии. После обыска, проведенного весной 1974 года, литератор написал Брежневу с просьбой разрешить ему с семьей выехать за границу. В июле разрешение было дано, и осенью прозаик с женой вылетели в Швейцарию.
Виктор Некрасов и Константин Паустовский во Франциии, 1962 год
За границей Виктор Платонович сотрудничал с журналом «Континент» и радиостанцией «Свобода». После язвительной критики Некрасовым произведения Леонида Брежнева о войне «Малая Земля» писателя лишили советского гражданства, а его книги изъяли из библиотек.
В Париже Виктор Платонович написал пронзительный автобиографический рассказ «Девятое мая», повествующий о советском ветеране Отечественной войны, вынужденном жить в эмиграции. Старику не с кем отпраздновать День Победы, и он отмечает праздник с немецким летчиком, когда-то бомбившим Сталинград.
О личной жизни Виктора Некрасова известно мало. Тетя писателя Софья Николаевна в мемуарах упоминала об актрисе Нанине Праховой, которую якобы племянник содержал, находясь в предвоенный период во Владивостоке. После войны о браке с Виктором Платоновичем, ставшим знаменитым, мечтали многие киевские дамы, но писатель «жил панычем» с мамой, к которой был привязан не меньше, чем в детстве.
Отношения с женщинами сводились либо к платонической дружбе, либо к необременительному флирту. Знакомые отмечали некую искру, пробегавшую между прозаиком и литературным критиком Асей Берзер, которая редактировала произведения Некрасова.
У писателя было много друзей как среди творческой интеллигенции, так и среди киевлян, знакомившихся с Некрасовым в ресторанах и кафе города. Приятели Виктора Платоновича зачастую паразитировали на доброте прозаика, месяцами гостили в двухкомнатной квартире на Крещатике.
После смерти мамы литератор воссоединился с юношеской любовью – актрисой Галиной Базий, с которой родоначальника лейтенантской прозы разлучила война. К сыну жены от первого брака – Виктору Кондыреву – Некрасов относился как к родному. Пасынок составил полную библиографию отчима. Своих детей у писателя не было.
Смерть, до которой под Сталинградом Виктору Платоновичу оставалось гораздо меньше, чем четыре шага, нагнала литератора, когда в Советском Союзе уже шла перестройка. Некрасов скончался в 76 лет. Родоначальник лейтенантской прозы похоронен на парижском кладбище Святой Женевьевы, где обрели вечный покой друг Виктора Платоновича, Александр Галич, и такие писатели, как Тэффи, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. К памятнику прикреплен осколок снаряда, найденного Некрасовым на Мамаевом кургане за 40 лет до кончины.
О жизни и творчестве «советского декабриста» создан ряд документальных лент, наиболее обстоятельной из которых является «Виктор Некрасов. Вся жизнь в окопах» (2011). В 2006 году режиссер Андрей Эшпай снял по мотивам произведений писателя «Кира Георгиевна» и «Очень странная история» фильм «Многоточие». Картина рассказывает о нелегком выборе преуспевающей дамы-скульптора между любящим вторым супругом и первым мужем, прошедшим через сталинские лагеря.