Главная тема XII КРЯКК - ЧЕТВЕРТАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.
Каждая индустриальная революция – судьбоносное событие в мировой истории, это фундаментальный сдвиг не только в технологиях, но и во всех сферах человеческой деятельности – в философском восприятии мира, в политике, в экономике труда, в культуре, в коллективной и индивидуальной идентичности.
Первая индустриальная революция была связана с появлением парового двигателя и отметила переход от ручного труда к машинному, что привело к утверждению капитализма, росту урбанизации, росту уровня жизни и образования.
Вторая индустриальная революция, отмеченная внедрением электричества, также способствовала бурному экономическому росту и дальнейшим изменениям в гуманитарной сфере.
Развитие телекоммуникационных и энергетических технологий и систем в конце XX века стало триггером для третьей индустриальной революции, сделало мир по-настоящему глобальным, одновременно обозначив проблему сокращения рабочих мест и высвобождения времени.
Четвертая индустриальная революция – прогнозируемый процесс, предполагающий внедрение новых технологий в массовое производство и автоматизацию обеспечения человеческих потребностей. Последствия четвертой индустриальной революции пока только тема новейших экономических и социокультурных исследований и конференций, но очевидно, что изменения в обществе с внедрением новых технологий будут глобальными.
Индустриальная революция, прорыв в технологиях всегда свидетельствует прежде всего о революции в сознании. Предпосылки, обнаруживающиеся в культуре, в общественной жизни людей не менее важны, чем развитие производства. Утопии и антиутопии, описанные философами и мыслителями, становятся реальностью, сюжеты из фантастической литературы превращаются в обыденную практику существования человека. Постоянный взаимообмен производства и культуры, человеческой мысли и экономической практики – процесс, обеспечивающий поступательное обновление формальной и содержательной сторон человеческой жизнедеятельности.
Как изменится наше сознание, какими будут отношения человека и мира вещей, какими навыками и знаниями должен будет обладать человек эпохи четвертой промышленной революции? Наш опыт взаимодействия с новейшими технологиями показывает, что они уже меняют нас самих: от форм социального взаимодействия до повседневной «тактильной хореографии». Уже сегодня мы можем наблюдать, как новые возможности коммуникации влияют на структуру человеческого общения, на представление о пространстве и расстояниях. Благодаря интернету исчезает очевидность связи между доступностью работы и местом проживания, рост технологий ведет к увеличению свободного времени, а значит к новой системе приоритетов в человеческой занятости.
Увеличение скорости глобальных процессов, гиперкоммутация и одновременно сильная фрагментация мира оказываются вызовом и одновременно возможностью осмысленного изменения будущего.
Сегодня мы живем в ситуации, когда традиция уже не работает, а новая система ценностей еще не выработана. Привычные иерархии и оппозиции (высокое - низкое; оригинальное – тиражированное, профессиональное - любительское, элитарное - маргинальное) уже не описывают существующую структуру общества: очевиден запрос на актуальную модель ближайшего будущего.
Та же ситуация возникает в вопросе об этике: моральные принципы прошлого сталкиваются с новым статус-кво, не выдерживая проверки временем: требуются новые ответы на вопросы о том, что можно и что нельзя, как сегодня функционирует институт репутации. В новых условиях доступности и хранения информации поступки и высказывания из прошлого существуют в общественном сознании наравне с настоящими, меняется понятие актуальности.
Информационная прозрачность ведет к появлению новой письменности и новой креативности, творчество становится доступным, искусство теряет свою элитарность, меняется ситуация с авторским правом. Феномен пост-правды, опирающейся на эмоции и убеждения в большей степени, чем на факты, меняет политические стратегии.
Экономика посттруда приводит к исчезновению ряда профессий и к появлению новых, к росту творческой составляющей, к иному отношению к массовому производству и к эксклюзиву, к иному способу использования ресурсов. На первое место выходят не капитал и количество работников, а неординарность мышления и талант, важность осмысленного участия в процессе труда.
В условиях, когда меняется сознание людей, способы их общения друг с другом, когда ситуация неопределенности становится постоянной, а процессы глобализации предъявляют все новые требования, не может не измениться и содержание образования, и способы его реализации. Учитель уже давно потерял монополию на трансляцию знаний, но не стал еще опытным помощником в их приобретении. Школе, как институту предстоит пройти сложный путь трансформациии, чтобы найти свое место в эпоху четвертой индустриальной революции и сохранить свое значение в жизни общества.
Качественный скачок в будущее ведет к расцвету феномена ностальгии, социальные страхи, неустойчивость новой культуры заставляет человечество искать образцы в ретро-сфере.
Вызовы, предъявленные человечеству четвертой индустриальной революцией, требующие формулирования и подробного разговора, станут основной темой Красноярской ярмарки книжной культуры в 2018 году.
http://www.prokhorovfund.ru/projects/own/169/3982/