Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в городе Упсала, Швеция, в семье викария. Мальчик посещал частную гимназию, увлекался театром и кинематографом. В девятнадцать лет Ингмар сбежал из дома. Он работал в Драматической студии, ставил детские спектакли в парках, сочинял пьесы, наконец, открыл свой маленький театри в Гражданском доме.
25 марта 1943 года Ингмар женился на Эльсе Фишер, своей приятельнице из труппы бродячих актёров. За день до Сочельника 1943 года у них родилась дочь Лена.
После окончания факультета литературы и искусства Стокгольмского университета Бергман возглавил Городской театр Хельсингборга (1944).
Эльса Фишер порекомендовала взять на место хореографа свою приятельницу Эллен Лундстрем. Это была красивая девушка, чувственная, талантливая. Последствия не заставили себя долго ждать — вскоре она забеременела. 22 июля 1945 года Ингмар женился во второй раз.
Осенью 1946 года Бергман принял на себя обязанности постоянного режиссёра в более крупном Городском театре Гётеборга, где проработал три года. С этого момента Бергман начал постоянно сотрудничать с драматическими театрами — и в должности очередного режиссёра, и как художественный руководитель. В 1963 году он был назначен руководителем Шведского Национального театра.
Профессионально работать в кино Бергман начал в 1941 году, редактируя сценарии. Однако вскоре он написал собственный сценарий под названием "Травля", который был экранизирован в 1944 году. Позднее Бергман начал снимать и собственные фильмы. Мировое признание получили его режиссёрские работы 1950-х и 1960-х годов — "Земляничная поляна", "Седьмая печать", "Улыбки летней ночи", "Молчание", "Персона", эти фильмы принесли Ингмару Бергману известность и уважение профессионалов. Выдающийся режиссёр продолжал активно работать в кино и последующие десятилетия, причем почти для всех своих картин сценарии писал сам.
Тем временем семья Бергмана стремительно росла. Весной 1948 года Эллен родила близнецов. Денег катастрофически не хватало.
В 1951 году шведская кинопромышленность, протестуя против завышенного налога на зрелища, приостановила выпуск фильмов. Для Ингмара это было страшным ударом. Его третья жена журналистка Гун Грут в канун Вальпургиевой ночи родила сына и сидела без работы. Ингмар должен был содержать три семьи. Чтобы выжить, он снимал рекламные ролики.
Как только было снято эмбарго на выпуск картин, Баргман выпустил один за другим два значительных фильма: "Женщины ждут" и "Лето с Моникой". Его бурный рома в то время с актрисой Харриет Андерссон стал причиной развода с Гун...
Международное признание пришло к Бергману после того, как комедия "Улыбки летней ночи" (1955) получила Специальный приз на Каннском кинофестивале.
В 1955 году Бергман создал "Седьмую печать" — один из своих великих фильмов.
Руководство "Свенск Фильминдустри" разрешило снимать картину при условии, что она будет сделана с небольшими затратами и всего за тридцать пять дней. Бергман справился с задачей, использовав в качестве натуры двор студии.
Осенью 1956 года Бергман заехал в Упсалу, старинный город, в котором он родился. Здесь ему пришла идея сделать фильм, "совершенно реалистический, в котором вдруг открываешь дверь и входишь в своё детство...".
Так появился фильм "Земляничная поляна" (1957), который был удостоен приза "Золотой медведь" на кинофестивале в Западном Берлине.
В 1959 году Ингмар женился на Кэйби Ларетеи, пианистке в расцвете славы, и вместе с ней переехал на роскошную виллу в Юрсхольме. Внешне брак выглядел как прочный союз двух удачливых партнеров. Пианистка гастролирует, режиссёр ставит фильмы и спектакли, сын Даниэль отдан в умелые руки.
Именно в это время Бергман начал профессионально интересоваться музыкой. Он был покорён концертом для оркестра Бартока и музыкой Стравинского. Блистательная постановка оперы "Похождения повесы" (1961) Стравинского — Одена — одна из кульминаций его режиссёрской биографии.
Во время съёмок кинодрамы "Персона" (1966), норвежка Лив Ульман понравилась режиссёру не только как актриса. В 1967 году у них родилась дочь Линн. В расчете на совместную жизнь Ингмар построил дом на острове Форё в Балтийском море, но и этот брак вскоре распался. Бергману же понравилось жить на острове...
В ноябре 1971 года Бергман наконец-то обрел покой в семейной жизни. Он в пятый раз вступил в брак и вместе с женой Ингрид ван Розен переехал в новый дом на Карлаплан. Супруги общались с друзьями, ходили на концерты и в театр, смотрели фильмы, с удовольствием работали.
Бергман закончил картину "Крики и шепоты" (1972), мучительное исследование процесса смерти. Для того, чтобы снять фильм, ему пришлось использовать личные сбережения, уговорить артистов внести будущие гонорары на правах пайщиков и занять полмиллиона у Киноинститута.
Популярность Бергмана достигла вершины, когда шведское телевидение в течение шести недель, с 11 апреля по 16 мая 1973 года, показывала его шестисерийный фильм "Сцены из супружеской жизни".
После фильма "Фанни и Александр" (1982) Бергман сделал неожиданное заявление: он уходит из кино и посвящает себя театру.
Бергман говорил, что ставить фильмы — тяжёлый труд. В театре ему нравится сам процесс репетиций.
Главным спектаклем для Бергмана был "Гамлет" (1986). К нему он шёл долго.
В 1990-х годах Ингмар Бергман продолжал ставить спектакли в театре, писал автобиогрфические романы и сценарии, которые передавал для экранизации только близким людям. В 1987 году он опубликовал автобиографию "Латерна Магика".
Основные темы творчества Ингмара Бергмана — это человек, оказавшийся в пустоте, и поиски любви. Делая основную ставку на крупный план лиц, передающих сложную гамму чувств, Бергман передает сложнейшие переживания экзистенциальной встречи с пустотой, внутри и вокруг себя.
После смерти в 1995 году жены Ингрид Бергман уединился на острове Форё, лишь изредка общаясь с родственниками, а также с актёром Эрландом Юсефсоном. Его восемь детей также стали деятелями культуры и искусства. Сын Даниэль Бергман был режиссёром художественного фильма "Воскресные дети".
Согласно оценкам Бергман оставил наследникам около $7,1 млн.
Бергман являлся владельцем акционерной кампании "Cinematography Aktiebolag", связанной с производством кино.
Ушёл из жизни 30 июля 2007 года в своём доме на острове Форё в Швеции.
Призы и награды
Номинация на "Оскар":
1959 - Лучший сценарий ("Земляничная поляна")
1962 - Лучший сценарий ("Как в зеркале")
1973 - Лучший фильм ("Шепоты и крики")
1973 - Лучший режиссер ("Шепоты и крики")
1973 - Лучший сценарий ("Шепоты и крики")
1976 - Лучший режиссер ("Лицом к лицу")
1978 - Лучший сценарий ("Осенняя соната")
1983 - Лучший режиссер ("Фанни и Александр")
1983 - Лучший сценарий ("Фанни и Александр")
Премия "Оскар":
1960 - Лучший фильм на иностранном языке ("Девичий источник")
1961 - Лучший фильм на иностранном языке ("Как в зеркале")
1970 - Премия Ирвинга Тальберга
1983 - Лучший фильм на иностранном языке ("Фанни и Александр")
Номинация на "Золотой глобус" (1983):
Лучший режиссер ("Фанни и Александр")
Номинация на премию Гильдии режиссеров Америки (1983):
Лучший режиссер ("Фанни и Александр")
Премия "Давид ди Донателло" (1974):
Лучший иностранный режиссер ("Шёпоты и крики")
Премия "Сезар" (1983):
Лучший фильм на иностранном языке ("Фанни и Александр")
Номинация на "Сезар":
1975 - Лучший фильм на иностранном языке ("Волшебная флейта")
1978 - Лучший фильм на иностранном языке ("Осенняя соната")
2004 - Лучший фильм Евросоюза ("Сарабанда")
Номинация на "BAFTA":
1959 - Лучший фильм ("Лицо")
1983 - Лучший фильм на иностранном языке ("Фанни и Александр")
Каннский кинофестиваль:
1956 - Лучшая лирическая комедия ("Улыбка летней ночи")
1957 - Особый приз жюри ("Седьмая печать")
1958 - Лучший режиссер ("У истоков жизни")
1960 - Особое упоминание ("Девичий источник")
1973 - Технический гран-при ("Шепоты и крики")
1997 - Пальмовая ветвь пальмовых ветвей
1998 - Приз экуменического (христианского) жюри
Венецианский кинофестиваль:
1958 - Премия итальянских критиков ("Земляничная поляна")
1959 - Специальный приз жюри ("Лицо")
1971 – «Золотой лев» за вклад в мировой кинематограф
1983 - Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) ("Фанни и Александр")
Берлинский кинофестиваль:
1958 - Золотой Медведь ("Земляничная поляна")
1962 - Премия Международной Католической организации в области кино ("Как в зеркале")
Премия Европейской киноакадемии "Феликс" (1988).