ВЫ НАС ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ. Фраза моментально стала мемом. Кого это "нас" - в разъяснении не нуждалось: градус тех морозных митингов определяла молодежь. Кто это "вы" - в общем, тоже было понятно.
Именно в ту пору и родилась идея открыть в "Российской газете" регулярную полосу и отдать ее полностью в распоряжение молодых. Идея принадлежала автору этих строк, который был (и остается) одновременно политическим обозревателем "РГ" и преподавателем факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. И в редакции (с благожелательной заинтересованностью), и на факультете (с горячим энтузиазмом) идею поддержали. "Вы нас даже не представляете"? Что ж, студенты одного из престижнейших вузов страны будут рассказывать о настроениях, вкусах, пристрастиях, характеризующих молодежь российских мегаполисов. Чем питается пробудившаяся гражданская активность тех, кого еще недавно считали "пофигистами"? Кто такие хипстеры? Какие предметы, понятия и слова входят в моду? Для "РГ" это был новый тематический материк. Осваивать его редакция поручила восемнадцатилетним. Полосу назвали "Новый взгляд".
В это мало кто верит, но это правда: ни в выборе тем, ни в стиле изложения авторы "Нового взгляда" не знали ограничений. Единственным условием для них было - не углубляться в "информационную повестку" (в газете хватает штатных сотрудников), а рассказывать о себе. О своих мыслях и переживаниях. О друзьях. Об отношениях с родителями. О современных трендах. О первой любви и о первых заработанных деньгах. О путешествиях. О причудах и увлечениях. О модных гаджетах. О больших и маленьких радостях. И писать - вопреки всем газетным канонам - пристрастно, взволнованно, с преобладанием личных местоимений.
Первый выпуск "Нового взгляда" с наделавшей шуму статьей "Хипстер, кто ты?" вышел 6 июня 2012 года. С того дня примерно раз в два месяца "РГ" делилась своей площадью с "НВ", который стал по сути газетой в газете.
Время летело, одна команда "Нового взгляда" с получением бакалаврских дипломов "сдавала дела" другой, потом и в той менялись люди. Время именно что летело, и летело стремглав...
Бесцензурное шестилетнее существование студенческой страницы на полях правительственного официоза достойно быть увековеченным - так решили теперешние второкурсники медиакома. И предложили издать "Новый взгляд" отдельной книгой.
Шесть лет в нынешнем отечественном летоисчислении - срок огромный. Тем, кто готовил к печати первый выпуск "Нового взгляда", сегодня двадцать четыре года. Тем, кто из разрозненных заметок выстраивал цельное повествование, - восемнадцать. И это во многом уже разные поколения - так быстро меняется российская реальность. Но укладывая тексты "НВ" под книжный переплет, издатели ничего в этих текстах не трогали, хотя читали их, вероятно, с тем же чувством, с каким младшая сестра разглядывает фотографии старшей, когда той было столько же лет. Единственная вольность, какую позволили себе издатели, - поместить автопортрет поколения Z (ну, или попытку автопортрета) в контекст времени. Так появились сквозные вкрапления "Между тем" и "Словарный запас", дающие хронике настроений и чувств героев книги информационно-историческую "подсветку".
Те, кто, не стараясь понравиться, вел в "Новом взгляде" что-то вроде личного дневника, заслуживают благодарности хотя бы за искренность, сколь бы относительной она ни была. Но их рассказом о себе актуальность лозунга, давшего этой книге название, вовсе не упраздняется. Никакой автопортрет, покуда жив его создатель, не может считаться законченным.
Вы нас даже не представляете. Поколение Z: попытка автопортрета. - Издательские решения, 2018. - 278 с.
https://rg.ru/2018/06/14/gazetnyj-novyj-vzgliad-vyshel-v-knizhnom-formate.html