Изучив огромный массив данных, учёные выяснили: опубликованные в ведущих издательствах книги авторов-женщин в среднем предлагались на 45% дешевле, чем книги, написанные мужчинами. Исследователи предположили, что женщинам платят меньше потому, что они чаще пишут в более «дешёвых» жанрах. И частично их подозрения подтвердились: например большинство любовных романов, продающихся по невысокой цене, действительно были написаны женщинами. А «дорогостоящие» научно-популярные книги чаще пишут мужчины.
Однако когда учёные сравнили стоимость мужского и женского писательского труда в рамках одного жанра, то и тут оказалось, что женщинам недоплачивают. Даже если представители разных полов написали книгу в одном и том же жанре и с одинаковым коммерческим потенциалом, книги женщин продаются на 9% дешевле, чем у авторов мужского пола.
Дана Бет Вайнберг призналась, что на исследование её вдохновили подсчёты феминистской организации VIDA, которая обнаружила, что в газетных и журнальных обзорах критики намного чаще рассказывают о книгах, написанных мужчинами. Например, в London Review of Books лишь 26% рецензий посвящены работам писательниц, а 74% – писателей, это с цифрами на руках доказали феминистки. В New York Times Book Review положение намного лучше: здесь 44% обзоров посвящены книгам женщин.
«Мы не удивились, обнаружив дискриминацию женщин, – призналась Вайнберг. – Но были поражены её масштабами!»
Когда исследователи добрались до самиздата, выяснилось, что если авторы лично назначают цену за свой труд, между полами наблюдается гораздо большее равенство. Хотя разрыв в цене по-прежнему сохранялся в пользу мужчин, разница составила лишь 7%. Однако сами книги-селфпаб стоят на 4–9% дешевле, чем опубликованные традиционным путём, через издательства.
Почему же женщинам платят меньше? «Не думаю, что причина в сексизме работников издательств, – рассуждает Вайнберг. – Дело в общей тенденции платить женщинам меньше, чем мужчинам, за одинаковую работу. Кроме того, существует предубеждение, будто романы авторов-мужчин более универсальны – их читают представители обоих полов, в то время как книги авторов-женщин меньше интересуют мужскую аудиторию. Свою роль играют и покладистость и сговорчивость женщин – они не так жёстко торгуются с издательствами за гонорары».
Опасаясь, что, узнав о результатах исследования, писательницы начнут прятаться за мужскими псевдонимами, учёные призвали женщин не делать этого, а вместо мимикрии отстаивать свои экономические права.
https://readrate.com/rus/news/pochemu-knigi-napisannye-zhenshchinami-vdvoe-deshevle-muzhskikh