Никколо Макиавелли вошел в историю прежде всего как автор двух известных политических трактатов. Но на самом деле его перу принадлежат несколько десятков сочинений, охватывающих самые разные области знания, а также художественные сочинения — комедии «Мандрагора» (1518), «Клиция» (1525) и стихотворения. Сам Макиавелли считал себя историком, а современники называли его душой Флоренции.
Никколо происходил из древнего тосканского рода, первые упоминания о котором относятся к раннему Средневековью. В IX веке Макиавелли являлись одними из самых богатых землевладельцев. Предки Никколо по отцу владели обширными поместьями и замками, расположенными в долине реки Арно.
Однако к моменту рождения сына род Макиавелли обеднел, от обширных поместий осталось только небольшое имение, так что его отец мог похвастаться лишь громким титулом. Мать Никколо принадлежала к известному купеческому роду. Во Флоренции подобный брак отпрыска древнего рода и дочери состоятельного торговца считался обычным. Никколо был младшим ребенком в многодетной семье, состоявшей из двух сыновей и двух дочерей.
Когда ему исполнилось семь лет, с ним начал заниматься домашний педагог, научивший мальчика бегло читать и писать по-латыни. Через четыре года Никколо отдали в известную флорентийскую школу П. Рончильони. Все годы учебы Макиавелли считался лучшим учеником, и учителя прочили ему блестящую карьеру в одном из университетов.
Юность Никколо пришлась на время правления Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Отец служил при дворе герцога, и в доме Макиавелли почти ежедневно собиралась флорентийская знать. Но денег у семьи было мало, и об учебе Никколо в университете не могло быть и речи. Чтобы дать сыну профессию, отец начал заниматься с ним юриспруденцией. Никколо оказался на редкость способным учеником и уже через несколько месяцев становится помощником отца. После внезапной смерти старшего Макиавелли, Никколо становится единственным кормильцем семьи. С помощью друзей он поступает на государственную службу.
Блестящее знание латыни и флорентийского законодательства помогло ему выдержать конкурс на должность секретаря Большого Совета. Его дальнейшая карьера была стремительной. Всего через несколько месяцев он получает должность канцлера-секретаря Совета Десяти — так назывался основной государственный орган управления всеми делами Флорентийской республики. Таким образом, в руках Макиавелли оказываются все нити как внутренней, так и внешней политики республики.
Он был канцлером более четырнадцати лет, ведал военными и дипломатическими делами республики, много раз выезжал в ответственнейшие поездки — в Ватикан к папскому престолу, в различные города Италии.
Никколо Макиавелли проявил себя и как искусный дипломат, умевший найти выход из самых неразрешимых ситуаций. По поручению французского короля, германского императора, Папы Римского он решал вопросы войны и мира, улаживал спорные территориальные проблемы, финансовые конфликты.
Казалось, что Макиавелли вошел в число известнейших политических и дипломатических деятелей начала XVI века и ничто не может помешать его дальнейшей карьере.
Но активная политическая борьба во Флоренции привела к тому, что симпатизировавший ему П. Содерини был свергнут, к власти в городе пришли представители семьи Медичи, изгнавшие со службы всех сторонников Флорентийской республики. Никколо Макиавелли схватили и бросили в тюрьму, где подвергли пыткам, но через год освободили и отправили в ссылку в родовое поместье Сант-Андреа, расположенное близ Сан-Кашано. Лишь в 1525 году он снова смог вернуться во Флоренцию.
Оказавшись в тиши и уединении, Макиавелли берется за перо и начинает работать над двумя книгами: «Рассуждением о первой декаде Тита Ливия» (1513—1521) и трактатом «Государь» (1513).
В первой из них Никколо Макиавелли формально анализирует историю Рима, но на самом деле не столько разбирает сочинение известного историка, сколько излагает собственные взгляды на проблемы государственного устройства современного ему общества. Книга стала итогом многолетних наблюдений и раздумий. Макиавелли объявляет Флоренцию наследницей Римской республики. Он считает республиканский Рим идеальным образцом государства, в котором должны быть противники и сторонники существующей системы.
Особую главу автор посвящает заговорам. В ней Макиавелли показывает типичные промахи заговорщиков, рассматривает разные ситуации и возможности выхода из них.
Весьма своеобразны его взгляды на место религии в обществе. Он считает, что древнеримская религия лучше соответствует республиканской системе правления, чем громоздкая бюрократическая машина, существовавшая в Ватикане. Правда, он не сомневается в самих основах католицизма, его критике подвергаются лишь люди, которые служат церкви. Макиавелли впервые открыто пишет о том, что именно политика папского престола способствует усилению раздробленности Италии. Конечно, такую книгу он не мог напечатать на родине, поэтому посылает рукопись друзьям во Флоренцию и продолжает работать над трактатом «Государь».
Исследователь анализирует роль и место главы государства в системе управления, рассматривает различные формы правления, от авторитарных до демократических, и приходит к выводу, что в любом случае ключевую роль играют личность и поведение правителя.
Впервые в европейской истории Никколо Макиавелли показывает, что самой жизнеспособной формой является так называемая «стата», большое независимое централизованное государство. Он рассматривает поведение правителя и приходит к выводу, что любая власть неизбежно связана с теми или иными проявлениями жестокости. Макиавелли считает подобные проявления закономерными, но одновременно предостерегает правителей от чрезмерно больших жертв. Он убежден в том, что любой правитель обязан уважать сограждан и заботиться об их процветании. Интересно, что Макиавелли впервые проанализировал личные качества, которыми должен обладать правитель. В частности, он считал,
что правитель должен быть двуличен, чтобы скрывать ненависть к врагам под маской радушного хозяина своей страны.
Правитель должен всегда проявлять решительность. Чтобы народ сплотился вокруг него, необходимо поставить простую и реалистическую цель. При этом отнюдь не важно, чтобы она была реально достижима. Во имя ее достижения не следует останавливаться ни перед какими средствами. Если цель «исторически прогрессивна, национально оправданна, решает основную проблему эпохи, устанавливая порядок, то народ забывает средства ее достижения».
Никколо Макиавелли придавал большое значение связи политического состояния общества с методами осуществления государственной власти. Он показал, что для устойчивости системы важно соблюдать складывающиеся в народном сознании представления, традиции, стереотипы. Другими словами, сила любого государства — в опоре на массы.
Интересны рассуждения Макиавелли о так называемой политической элите. Он выделяет два типа — «элиту львов» и «элиту лис». Для первой характерно жесткое авторитарное движение к цели. Для второго — компромиссное лавирование. Основные конфликты, пишет Макиавелли, разворачиваются между элитой имеющей власть и элитой рвущейся к власти.
Одновременно как историк Никколо Макиавелли дает аналитическую картину существования тоталитарных режимов, указывая на возможность их появления в той или иной ситуации. По сути, в книге Макиавелли были заложены основы политологии — науки, появившейся лишь много веков спустя. Трактат «Государь» был настольной книгой многих политических деятелей. Известно, что его читали и Наполеон, и Черчилль, и Сталин.
Как и предыдущая книга, трактат стал расходиться в многочисленных рукописях. Вскоре с ним знакомятся при дворе Медичи. Официальная реакция оказалась неожиданной: Макиавелли пригласили во Флоренцию и предложили государственный пост. Он становится советником при дворе герцога.
Почти еженедельно Никколо Макиавелли выступает в знаменитой «Академии Медичи», где делает доклады на темы возможного политического и общественного устройства Флоренции. Он старается пропагандировать свои взгляды и пишет «Записку о государственном строе во Флоренции», где пытается убедить политического и духовного правителей предоставить больше власти торгово-промышленным группам. Работа попадает сначала к герцогу, а затем к Папе Льву X. Папа благосклонно отнесся к труду Макиавелли и даже пригласил его в Ватикан, чтобы прояснить, что же тот конкретно собирается делать.
Ученый становится советником Папы. Он проводит в Ватикане чуть более года, а затем возвращается на родину, поскольку флорентийские власти поручают ему написать историю Флоренции.
Одновременно он занимается дипломатической работой. Его назначают представителем Флоренции на выборах генерала ордена миноритов. Макиавелли блестяще справляется с поручением, но отказывается от последовавшего вскоре предложения. Он больше не хочет занимать должность секретаря правительства, считая, что только независимость позволит ему сохранить беспристрастную позицию историка.
Работа над «Историей Флоренции» потребовала от Макиавелли трех лет напряженного труда. Только в середине 1525 года он посылает первые восемь книг Папе Римскому Клименту VII. Получив его одобрение, Никколо Макиавелли продолжает работу, но в это время флорентийское правительство начинает войну с миланским герцогством, мечтавшим подчинить Флоренцию своей власти.
Макиавелли принимает активное участие в организации обороны города: занимается набором ополченцев, разрабатывает план обороны городских стен. По его рекомендации в городе учреждается специальная милиция, охраняющая порядок.
Однако вскоре междоусобная война между Миланом и Флоренцией затихает — на территорию Италии вторгаются союзные испано-немецкие войска.
В ноябре 1526 года в качестве военного советника Дж. Медичи, Никколо Макиавелли присутствует на битве при Говерноло. Разгром римских войск и гибель Дж. Медичи вызывают подъем республиканских настроений во Флоренции.
Тем временем Макиавелли продолжает выполнять обязанности военного советника и переезжает в городок Чиви-та-Веккиа, где поступает в распоряжение адмирала Дориа, командовавшего итальянским флотом. Когда Макиавелли узнает, что во Флоренции началось восстание, он бросает все дела и спешит назад.
Он полагал, что только своим присутствием он может принести максимальную пользу республике. Однако после приезда Макиавелли неожиданно заболевает и через несколько дней умирает от желудочного кровотечения.
Его похороны собрали практически всех жителей города. По их требованию прах Никколо Макиавелли был погребен во флорентийском соборе Санта-Кроче рядом с другими выдающимися земляками — Боккаччо, Петраркой.
Сочинения Макиавелли не были забыты, в 1531 году в Италии выходят из печати оба трактата ученого и сборник его литературных произведений. Так постепенно они становятся достоянием научной и широкой общественности.
Традиционно сложилось два восприятия творческого наследия Макиавелли. С одной стороны, в нем видят сторонника тоталитарного режима, искавшего выход из сложившейся ситуации в сильной коллективной воле, которую и мог бы сформировать волевой и сильный государь. Другие видят в Никколо Макиавелли опасного бунтовщика, способного возражать властителям мира сего, не принимать условия их игры и в то же время верно служащего тем, кого он почитал. Не случайно в царской России его книги неоднократно запрещали к изданию, и в СССР он практически не издавался.
С течением времени имя Макиавелли стало восприниматься как символ — настолько масштабными оказались проблемы, поставленные им. В XVI-XVII веках к нему обращались за помощью в политическом и дипломатическом искусстве, в XVIII веке — за разъяснением методов и приемов государственного управления. Для историков XIX века Никколо Макиавелли был авторитетным хронистом, а в XX веке к нему обращались как к классику политической социологии. Но никто не оспаривал значение Макиавелли как первого из плеяды выдающихся мыслителей рубежа Нового времени — Жана Бодена, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Вико, которые в разных странах создали науку политологию.