Бессюжетная эссеистско-дневниковая проза представляет собой нерасчлененный сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и «пошлого» (книги «Уединенное», 1912, «Опавшие листья», т. 1-2,1913-15, «Апокалипсис нашего времени», 1917-1918).
Василий Розанов родился 2 мая (20 апреля по старому стилю) 1856 года в Ветлуге, Костромской губернии, в Российской империи.
Религиозно-экзистенциональное умонастроение Василия Розанова сочетается с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого он видел первооснову жизни; культ национальных истоков. Литературно-критические работы о Николае Васильевиче Гоголе, Фёдоре Михайловиче Достоевском, Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Эссеистика: сборники «Библейская поэзия» (1912), «Литературные изгнанники» (1913) и «Апокалипсис нашего времени» (1917-18; о трагическом завершении российской истории в октябре 1917).
Василий Васильевич Розанов оставил после себя знаменитые афоризмы:
Василий Розанов родился в Ветлуге в 1856 году, окончил курс в Московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 года служит в центральном управлении государственного контроля.
Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, Розанов в обширном труде «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (Москва, 1886) дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира.
Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю критику утилитаризма Василий Васильевич дал в статье «Цель человеческой жизни» («Вопросы философии», 1892, кн. 14 и 15); его эстетические воззрения изложены в книге «Красота в природе и ее смысл» (Москва, 1894), написанной по поводу взглядов Владимира Сергеевича Соловьева.
Гораздо больше внимания Василий Розанов посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. («Религия и культура», сборник статей, Санкт-Петербург, 1899). Выступив на это поприще статьей «Место христианства в истории» («Русский Вестник», 1890, 1 и отд.), Розанов обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики.
Статьи Василия Розанова о браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников Розанова (по его мнению, например, день Ходынской катастрофы есть вместе с тем и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у писателя своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге «Сумерки просвещения» (Санкт-Петербург, 1899).
Критикуя современный строй школы и воспитания, Василий Розанов находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования:
В своих, порой блестящих и всегда крайне парадоксальных, критических статьях Василий Васильевич занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе» (Санкт-Петербург, 1893) и «Литературные очерки», сборник статей (Санкт-Петербург, 1899).
О Василии Розанове существует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья Вл. С. Соловьева «Порфирий Головлев о свободе и вере» («Вестник Европы», 1894 год, 2). Его новейшие труды: «В мире неясного и нерешенного» (СПб., 1901), «Природа и история. Сборник статей» (ib., 1900), «Семейный вопрос в России» (ib., 1903). (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)
Василий Васильевич Розанов скончался 5 февраля 1919 года в Сергиеве Посаде. Похоронен с северной стороны храма Гефсиманского Черниговского скита, в Сергиевом Посаде.
Самые значимые Розановские произведения:
http://to-name.ru/biography/vasilij-rozanov.htm