Натан Эйдельман родился 18 апреля 1930 года в Москве, Центрально-Промышленной области. Отец — Яков Наумович Эйдельман, мать — Мария Натановна Эйдельман.
Я. Н. Эйдельман был участником Великой отечественной войны, работал журналистом, был обвинён в сионизме, репрессирован и провел некоторое время в сталинских лагерях. В позднесоветское время он, по утверждениям некоторых источников, «был убежденным сионистом, активным деятелем сионистского подполья», так как «в молодости Яков Наумович собирался уехать в Палестину и там бороться за создание еврейского государства». Но после знакомства со своей будущей женой в Киеве, где Яков Эйдельман работал театральным критиком, он изменил свои планы — женился и переехал жить в Москву.
Натан Яковлевич окончил исторический факультет МГУ в 1952 году, где был учеником Петра Андреевича Зайончковского и Милицы Васильевны Нечкиной.
"В труднообозримом многообразии всех этих работ и начинаний впечатляет прежде всего продуктивность феноменально - если не сказать более - одаренного человека".
"...первая его печатная работа вышла в свет только в 1962 г., когда ему уже исполнилось 32 года..."
"Натан Эйдельман окончил университет в 1952 г. - в разгар исступленного сталинского мракобесия, и с его анкетой, с томившемся в лагере отцом нечего было и думать о научной карьере. По тем временам для него не оставалось ничего иного, как искать работу в средней школе, что тогда тоже было сопряжено с немалыми затруднениями. Натан учительствовал почти шесть лет, правда, не без пользы для себя и к еще большей пользе для множества своих учеников: об Эйдельмане - школьном преподавателе истории и до сих пор рассказывают легенды. А после 1956 года он оказался прикосновенным к кружку свободомыслящих историков, в том числе и его однокашников, - воистину "детей ХХ съезда", поверивших в долговременность его курса, но в осознании постигшей страну трагедии и путей выхода из нее пошедших намного дальше буквы его решений.
То, что говорили и писали участники кружка, не выходило в целом за пределы марксисткой критики сталинизма и сейчас кажется нам вполне умеренным, но в то время представлялось настолько опасным, что они были арестованы и судимы, получив свои достаточно внушительные сроки. Университетский кружок второй половины 50-х годов - яркий эпизод ранней послесталинской духовно-политической оппозиции. И хотя Натан Яковлевич Эйдельман в самом кружке не состоял, находясь как бы на его периферии, и не был подвергнут прямым репрессиям (а на следствии проявил завидную стойкость и не дал себя запугать), университетское дело на несколько десятилетий, вплоть до второй половины 80-х годов, нависло над ним мрачной тенью, вынудив бросить школу..."
"В сущности, Эйдельман впервые у нас вывел историю на подмостки массовой аудитории, воплотив в своем облике ее устную, говорящую, ораторскую стихию, - он был единственным в своем роде устным историческим писателем.
Во второй половине 60-х и в 70-х годах, в самую мрачную, беспросветную пору, просветительские усилия Эйдельмана - благодаря и устным выступлениям и, еще более, огромным тиражам его книг и статей - сыграли роль, которую мы пока не представляем в подлинном ее масштабе и которую еще предстоит оценить.