Там же закончил восемь классов средней школы. В 1936 году из-за болезни отца (туберкулез) и трудного материального положения семьи переехал к родственникам в Харьков, где закончил Рабфак. Перед Великой Отечественной Войной два года учился в Одесском университете.
Летом 1941 года ушел добровольцем на фронт, имея "белый билет" в связи с начальной стадией туберкулеза. Служил в дивизионной прифронтовой газете Северо-Кавказского фронта, в газете 383-й стрелковой дивизии на Северо-Кавказском направлении, был награжден медалью "За оборону Кавказа". В 1942 году за участие в боях по сдерживанию немецкого наступления был награжден медалью "За Отвагу". В 1943 году служил во фронтовой газете 18-ой армии на Крымском направлении. В 1944 году был демобилизован из-за обострения туберкулеза.
Некоторое время работал в Краснодаре, в газете "Советская Кубань". В начале 1948 года переехал в Москву, учился в Литературном институте им. М. Горького. Внештатно работал в журнале "Крокодил", в "Литературной газете", печатался в журналах "Смена", "Октябрь", "Советская женщина", "Новый мир", в газетах "Комсомольская правда", "Труд", "Гудок". Тогда же начал публиковаться как поэт.
В 1949 году, в период борьбы с космополитизмом, Лиходеев был упомянут в разгромной статье в газете "Правда". После этого печататься не было возможности. Чтобы заработать, Лиходеев писал анонимно и отвечал на письма читателей в журнале "Смена".
Первой опубликованной книгой Лиходеева стал поэтический сборник "Покорение пустыни", вышедший в 1953 году. С 1956 года "Литературная газета" начинает активно печатать его фельетоны, направленные против показухи, демагогии, "экономического вранья". В этих фельетонах проявляется интерес автора к экономике, он говорит о необходимости рынка.
До 1957 года Лиходеев продолжает публиковать поэтические сборники, а также сатирические зарисовки и оптимистические репортажи с "великих строек". С 1957 выступал как очеркист и автор художественных повестей, в которых уже проявился почерк будущего Лиходеева – острого полемиста и сатирика, главной мишенью которого становится мещанская психология, собственнические инстинкты, шаблонное мышление, ханжество, пошлость, демагогия, лицемерие и эстетическое убожество. Сатирическому письму Лиходеева присущи особые броскость и резкость, порою карикатурность, пристрастие к ироническим афоризмам и парадоксальным ассоциациям, постоянное ощущение читателя, к которому фельетонист обращается с дружеской, порой панибратской интонацией.
В 1969 году вышла веселая книга для детей "Звезда с неба". В яркой, увлекательной форме автор преподносит известные исторические сюжеты, связывая их с повседневной действительностью. Эта книга – о нравственной сущности явлений, понятий, которые открывает для себя человек, вступая в жизнь.
В том же 1969 году Лиходеев начал писать, без преувеличения, "книгу своей жизни", над которой работал более двадцати лет. Это роман-трилогия "Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала", эпопея, охватывающая период с конца ХIХ в. по 70-е годы ХХ века. Автор не надеялся при жизни увидеть роман опубликованным, работал в стол. Но первый и второй тома трилогии были изданы в 1991 и 1992 годах издательством "Московский рабочий". Третий том вышел в свет посмертно, в 1998 году.
Менее известен Лиходеев как исторический прозаик. Историческая тема занимала писателя еще с 60-х годов. В 1987 году опубликована повесть "Сначала было слово" о революционере Петре Зайчневском (1842-1896), который написал знаменитую прокламацию "Молодая Россия". В 1990 году вышла книга "Поле брани, на котором не было раненых", посвященная Н. Бухарину.
Леонидом Лиходеевым совместно с Борисом Ласкиным были написаны киносценарии "Эффект Ромашкина" (1973) и "Последние дни Помпеи" (1972), а в соавторстве с Константином Воиновым – "Дача" (1973). Тексты песен, прозвучавших в исполнении Андрея Миронова в фильме "Кое-что из губернской жизни" (сценарий Нины Фоминой, режиссер – Борис Галантер, 1983 г.) принадлежат перу Л. Лиходеева.
Мир кино и телевидения привлекал творческое внимание писателя. В 1986 году Союз Кинематографистов СССР опубликовал сборник Л. Лиходеева "Десять минут возмездия. Фельетоны вокруг кино". В 1993 году в журнале "Дружба народов" вышла последняя большая работа Л. Лиходеева – повесть "Жили были дед да баба", – пронзительно-лирические воспоминания о детстве, спокойная мудрость много жившего и много видевшего человека, описание фамильного "генеалогического древа", выстоявшего среди бурь революции и гражданской войны.
В конце 80-ых – начале 90-ых годов, в эпоху перестройки Л. Лиходеев активно участвует в общественных дискуссиях, в прессе снова появляются его острые злободневные фельетоны. В газете "Московские новости" писатель ведет еженедельную колонку "Капля камень точит", выступает на радио "Свобода", принимает участие в различных телевизионных диспутах.
Умер Л. Лиходеев 6 ноября 1994 года.
https://www.livelib.ru/author/319591-leonid-lihodeev
Из записных книжек разных лет
Сатира – это обостренная картина действительности.
* * *
Сатирики – все люди, только одни это знают, а другие – нет…
* * *
Сатира и пафос пасутся рядом…
* * *
Мои герои меня просто не замечают…
* * *
Самый адресный фельетон – тот, что без адреса…
* * *
Фельетон и обвинительное заключение – это разные виды литературы…
* * *
Старики уже были молодыми, а молодые еще не были стариками – в этом вся проблема «отцов и детей».
* * *
Когда родители дают деньги детям – обе стороны рады. Когда дети родителям – обе стороны плачут…
* * *
Женщина всегда душечка при каком-нибудь эпицентре. И, если у нее дома нету этого эпицентра, она ищет его в общественной деятельности, науке или искусстве… У нее больше ответственности на этой земле. Поэтому все, что она делает, она делает отчаяннее нашего брата. Поэтому она лучше нас с тобой и ужаснее нас с тобой… Если она сделает добро – так это рай… Но если она сделает зло – так ад, по сравнению с ним – это парк культуры и отдыха…
* * *
Тенор пел так здорово, что ему можно было и простить, что он тенор.
* * *
Мудрость – это то состояние, когда Чехов и Гоголь уже не кажутся смешными писателями. Всему свой черед.
* * *
…Не мешайте людям умирать. Может быть, их это жить научит…