Еще в 50-е годы двадцатого века он в короткий срок сумел завоевать авторитет в кинематографе, когда стал одним из вожаков новой польской школы, и остается им по сей день, несмотря на достаточно почтенный возраст. Он — это великий Анджей Вайда, человек, изменивший взгляд на кино. Детские годы Мастера Будущий король кинематографии появился на свет 6 марта 1926 года. Это событие произошло на северо-востоке Польши, в городке Сувалки. Именно в этих местах в то время располагались военные подразделения, где служил его отец, Якуб. Он был офицером конной артиллерии, командующий 41-м полком. Мама, Анеля, работала школьной учительницей. В двадцатых — начале тридцатых годов в этих местах проходила восточная граница Польши, и расквартировывались воинские части. Семья Вайда жила в казармах, пока отец не получил назначение в другой провинциальный городок Радом, который был южнее и ближе к Варшаве. Одним из детских впечатлений мальчика был воинский ритуал: учения, поверки, различные смотры и даже торжественные похороны. Позже, в 1939 году, из казарм путь вел прямиком на фронт, под танки врага. Это уже был не ритуал, а граница, разделяющая жизнь и смерть. Первая потеря В сентябре 1939 года советские войска прошагали по Восточной Польше. Отец Анджея оказался в советском плену. С другими пленными польскими офицерами его заключили в лагерь, а потом расстреляли в Катыни. Впоследствии эта боль, как и воспоминания о войне, красной темой прошли сквозь все творчество режиссера. В своих картинах Вайда не будет говорить о своем прошлом, хотя в юности режиссер был связным в дни восстания в Варшаве. Он будет рассказывать совершенно о других людях — о командире отряда поручике Задре, о связистке Маргаритке, о героях фильма «Канал» - о людях, которым как в фильмах, так и в реальной жизни оставалось видеть солнце всего несколько часов...
В 1939 году Анджей Вайда отметил свое 13-летие. Это был последний день рождения, на котором присутствовал его папа. Через полгода его не стало. Анджей переходит в 8-й класс, но с началом Второй мировой войны ему пришлось бросить учебу. Чтобы не попасть в группу ребят, которых принудительно отправляли в немецкий рейх, мальчик устраивается на работу. Он поменял много профессий: был грузчиком, учеником бондаря, чертежником, маляром, кладовщиком в немецких мастерских. Даже помогал бродячему живописцу реставрировать в костелах фрески.
Помогая странствующим уличным малярам в восстановлении фресок в костелах, парень не на шутку увлекся живописью. Так произошло рождение мечты стать художником. Именно эта мечта и поспособствовала тому, что после окончания войны, в 1946 году, Анджей Вайда поступил в Краковскую академию изобразительных искусств. Но проучился он там всего три года. Будущий режиссер переходит в Лодзинскую школу киноискусства на режиссерский факультет. Правда, с живописью он не расстался и продолжал участвовать во многих выставках.
Анджей Вайда был уверен в том, что на данном отрезке времени как раз кино — это тот вид искусства, которое как нельзя лучше отражает послевоенную эпоху, когда вся жизнь находилась на границе войны и мира. Все люди тогда верили в то, что именно кино сможет быть чем-то более важным, чем обычное развлечение; что оно сможет изменить людское сознание. «Новая польская школа» Мысли Вайды разделяли и другие талантливые молодые люди, которые учились с ним в киношколе — режиссеры Ежи Кавалерович, Анджей Мунк, Войцех Хас. Именно с ними в одной команде Вайда создал новое направление в кино, которое назвали «новая польская школа». Немного позже именно он возглавляет новое направление и становится одним из ведущих режиссеров Польши.
Еще будучи студентом, Анджей Вайда, лучшие фильмы которого знает большинство почитателей его таланта, работал помощником и ассистентом режиссера. Именно Вайда был вторым режиссером у Александра Форда, когда тот ставил картину «Пятеро с улицы Барской». В картине «Три повести» Вайда был соавтором сценария.
За время учебы молодому режиссеру удалось снять первые короткометражные фильмы «Когда ты спишь» и «Злой мальчик» по Чехову и документальный фильм «Илжецкая керамика». Тогда он искренне верил, что кино способно изменить мир и сознание людей. Вайда начал вплотную заниматься теорией режиссуры кино. Его статьи помогали открывать новые пути в развитии кинематографии Польши. Международное признание режиссера Среди работ Анджея Вайды есть фильмы широкого диапазона стилистических решений: это камерные психологические драмы и изощренные аллегории, жесткие социальные притчи и постановочные исторические картины.
Среди работ Анджея Вайды есть фильмы широкого диапазона стилистических решений: это камерные психологические драмы и изощренные аллегории, жесткие социальные притчи и постановочные исторические картины.
Его первая полнометражная картина «Признание», снятая в 1954 году, оказалась приятным сюрпризом как для зрителей, так и для критиков. Она была одновременно человеческой и профессиональной. Так в одно мгновение, молодой режиссер, которому едва исполнилось всего 26 лет, стал кумиром поколения, опаленного злой войной. Еще одной его победой стал фильм «Канал», снятый спустя два года. Эта лента получила "Серебряную пальмовую ветвь" в Каннах. Талант Вайды теперь стал известен и в Европе. Еще один фильм, последний в трилогии о войне, который снял Вайда Анджей, - «Пепел и алмаз». Лента, получившая Венецианский приз, считается одной из лучших, «вышедшей из-под пера» режиссера. Она давно является неотъемлемой частью золотого фонда мирового кинематографа, прочно войдя в десятку лучших кинолент.
И только в 2007 году, спустя столько десятилетий, великий режиссер, наконец, смог немного приоткрыть занавес над белым пятном в истории его родной страны — катынской трагедии. К тому же эта боль касалась непосредственно и его самого. Для Анджея Вайды Катынь была его огромным горем, которое он пронес сквозь всю свою жизнь. В этой картине режиссер рассказывал о судьбах мужчин посредством чувств женщин — их верности, отчаяния, страданий, тоски. Феномен Вайды Фильмы Анджея Вайды никогда не включали в себя прямую авторскую речь. В них нет первого лица, нет никакого «я» ни в фонограмме, ни в кадре. Обо всем сокровенном он говорил зрителям через разные жизненные истории других людей. В каждой его картине все пережитое человеком представало как объективное повествование. Вайда делился с журналистами, что в своих работах он никогда ничего не сочиняет, потому что каждый его фильм является частью его жизни. Все, что он снимает — это его биография, его путь. Именно в этом и заключается феномен гениального режиссера: его авторское кино — творчество очень личное, тесно связанное с жизнью. Когда Вайда собирался снимать фильм «Самсон» в 1961 году, на главную женскую роль пробовались две сотни девушек. В итоге было принято решение о том, что сниматься будет Тышкевич. Так режиссер познакомился со своей будущей третьей женой. До этого дня он вступал в брак дважды, правда детей у него не было. А Беата Тышкевич родила ему дочь Каролину. Официально пара зарегистрировала свои отношения после рождения дочки.
Они были в Лондоне, когда пришла весть о трагической гибели их общего друга Збигнева Цыбульского. Беата предложила мужу снять ленту, посвященную Збигневу. Анджей Вайда снял фильм «Женский день» в 1968 году. К сожалению, вскорости в университете Варшавы, как раз 8 марта, были волнения, пострадали девушки-студентки. Название фильма пришлось поменять. В это самое время Беата Тышкевич написала книгу «Все на продажу». Она предложила супругу ее для работы. Фильм имел оглушительный успех, а семья распалась. Творчество Мастера Режиссер старался применять свои силы в самых разных стилях.
Анджея Вайды весьма обширна. Он снимал комедии и военные драмы, даже картины по произведениям известных писателей. Со временем его творчество приобрело политические нотки. В картине «Человек из мрамора» он откровенно предал критике партийно-государственную систему, а спустя какое-то время заявил о том, что он поддерживает оппозиционное движение в Польше. У Вайды была очень активная гражданская позиция, поэтому его можно приравнять к общественным деятелям страны. Именно незабываемое творчество Анджея помогло полякам посмотреть на действительность с другой стороны. Его работы стали настоящим символом национального единства.
Много работы было у режиссера и за рубежом: он экранизировал "Леди Макбет Мценсокго уезда" Лескова, поставил телеспектакль «Преступление и наказание» по Достоевскому. По произведению Булгакова на немецком телевидении снимал Анджей Вайда «Мастер и Маргарита». Театральные постановки, которые он ставил, шли на сценах Америки и Европы. За свой длинный путь в творчестве режиссер Анджей Вайда снял более 60 картин и поставил много театральных спектаклей. У его фильмов есть награды. В 2002 году он был удостоен одной из самых известных наград кинематографии — почетного «Оскара».