Валентин Петрович Катаев, брат писателя Е. П. Петрова, родился в семье учителя. Ещё гимназистом начал писать; в печати дебютировал в 1910. Во время Первой мировой войны, не окончив гимназию, в 1915 добровольцем вступил в действующую армию и до 1917 был на фронте. Служил в артиллерии.
«Нет такого горя, которое бы не отступило перед жизнью. И это - великое счастье... Иначе как бы мы все стали жить?»
Во время Гражданской войны был мобилизован в Красную армию участвовал в боях против войск А. И. Деникина, работал в ЮгРОСТА (Российское телеграфное агентство).
В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица.
Основатель и в 1955—1961 гг. главный редактор журнала «Юность». Герой Социалистического Труда (1974). Награждён двумя орденами Ленина, другими орденами, медалями. В 1958 вступил в КПСС.
«Между поэтами дружба - это не что иное как вражда, вывернутая наизнанку».
(Из книги "Алмазный мой венец", 1978)
Валентин Катаев вернулся в родную Одессу книгами, мемориальной доской на фасаде дома № 4 по улице Базарной (б. Кирова), где родился, переулком его имени и посвященной ему музейной экспозицией.
Зять В. П. Катаева — известный еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель Арон Алтерович Вергелис.
Творчество
Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.
Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932, экранизированного в 1965 г.). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936); по ней поставлен одноимённый фильм — 1937 г.
Небольшая по объему повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в театре имени Вахтангова и на других сценах страны.
За повесть «Сын полка» (1945) получил Сталинскую премию 2-й степени (1946; одноимённый фильм — 1946).
«Нас окружает больше предметов, чем это необходимо для существования».
(Из книги "Алмазный мой венец", 1978)
После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «Хуторок в степи» (1956; одноимённый фильм — 1970), «Зимний ветер» (1960–1961), «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм — 1956), образующих тетралогию с идеей преемственности революционных традиций.
Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря».
Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы.
«У всех у нас в душе была украденная Джоконда».
(Из книги "Алмазный мой венец", 1978)
В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1967), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969). Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имен и псевдонимов.
Автор дает писателям и поэтам прозвища, раскрывая их с помощью шарад, аллегорий, цитат из произведений и названий сборников. Сам автор объяснил этот феномен так:
«Здесь уместно объяснить читателю, почему я избегаю собственных имён и даже не придумываю вымышленных, как это принято в романах. Ну, во-первых, это не роман. Роман — это компот. Я же предпочитаю есть фрукты свежими, прямо с дерева, разумеется выплевывая косточки. А, во-вторых, сошлюсь на Пушкина:
„Те, которые пожурили меня, что никак не назвал моего Финна, не нашел ни одного имени собственного, конечно, почтут это за непростительную дерзость — правда, что большей части моих читателей никакой нужды нет до имен и что я не боюсь никакой запутанности в своём рассказе“ (письмо Гнедичу от 29 апреля 1822 года; из ранних редакций).
Я тоже не боюсь никаких запутанностей…»
Сокрытые под псевдонимами, писатели и поэты, тем не менее, легко опознаются: королевич — это Сергей Есенин, птицелов — Эдуард Багрицкий, ключик — Юрий Олеша, синеглазый — Михаил Булгаков, Командор — Владимир Маяковский, мулат — Борис Пастернак, брат — Евгений Петров, друг — Илья Ильф, штабс-капитан — Михаил Зощенко, конармеец — Исаак Бабель, колченогий — Владимир Нарбут, щелкунчик — Осип Мандельштам
Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки.
Постановки произведений
* 1928 г. — «Квадратура круга» — Московский художественный театр, постановка Н. М. Горчакова под руководством В. И. Немировича-Данченко.
* 1957 г. — «Квадратура круга», Московский академический театр Сатиры, постановка Г. Зелинского.
* 2008 г., 25 сентября — «Квадратура круга», Пермский академический театр, постановка В. Гурфинкеля.
* 1940 г., 23 июня — «Семен Котко» (1939), опера С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. Катаева и С. Прокофьева, Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, под упр. М. Жукова.
Сочинения
* Сэр Генри и черт, Berlin, 1923
* Растратчики, 1927
* Квадратура круга, 1928
* Время, вперед!, 1932
* Белеет парус одинокий, 1936
* Я — сын трудового народа, 1937
* Жена, 1944
* Сын полка, 1945
* За власть Советов, 1949, новая ред. — 1951, 2-я ред. и под назв. «Катакомбы» как 4-я часть тетралогии «Волны Черного моря», 1961
* Хуторок в степи, 1956
* Зимний ветер, 1960
* Волны Черного моря. Тетралогия, 1961
* Святой колодец, 1965 («от хронологически последовательного повествования автор переходит к новой манере, возвращается к своим собственным прошлым экспериментам в области формы („Сэр Генри и черт“, 1920; „Железное кольцо“, 1923); здесь, повествуя о своих американских впечатлениях, он пользуется ассоциативными переходами от полуреального к полусказочному; при этом Катаев отчасти стремится к передаче непоследовательного потока сознания, отчасти демонстрирует читателю собственную игру художественными приёмами»)
* Трава забвения, 1967
* Кубик, 1969
* Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона, 1972 («запись примерно 250 детских воспоминаний; сами сюжеты выглядят почти вторичными по сравнению с процессом воспоминания»)
* Фиалка. Пьеса, 1974
* Кладбище в Скулянах, 1975
* Алмазный мой венец, 1979
* Уже написан Вертер, 1980
* Сухой лиман, 1986