Появилась на свет в небольшом городке Стивенсон, что в графстве Хэмпшир, находящемся на юге Великобритании, в семействе Остинов родилась дочь Джейн. Так как зима была суровой, девочку крестили в церкви только 5 апреля. Можно сказать, что родители будущей писательницы предопределили ее судьбу, ведь имя Джейн означает «Бог милостив», «божья благодать».
Семья Остенов жила скромно, глава семейства был приходским священником, а его жена вела домашнее хозяйство. Супруги познакомились в Сент-Джонс колледже. Кассандра происходила из знатного дворянского рода, ее отец был ректором в Колледже Всех Душ. Приданое миссис Ли было достаточно скромным, потому что все наследство от бабушки получил старший брат Джеймс. Джордж тоже был выходцем из богатого рода торговцев, но его семья обеднела.
В эпоху Просвещения медицина не была развита, и в то время была высокая младенческая смертность: прогрессировали такие заболевания, как эпидемический паротит, холера, туберкулез и многие другие. Но все дети Джорджа Остена и его возлюбленной чудом остались в живых.
Таким образом, писательница росла в многодетной семье, в которой, помимо нее, воспитывались шесть мальчиков и одна девочка. Джейн была предпоследним ребенком и родилась на десятом месяце беременности. Изначально новорожденные пребывали дома под присмотром матери. Затем женщина отдавала их на попечение соседки Элизабет Литтлвуд, которая растила ребятишек до 12-18 месяцев.
Старший Джеймс с детства реализовывал свой творческий потенциал и занимался литературой: он писал беллетристические рассказы. Но судьба уготовила молодому человеку иной путь: став старше, Джеймс начал служить пастором в местной церкви. О другом брате – Джордже – история умалчивает, т.к. Остены предпочитали о нем не говорить. Известно, что мальчик был отсталым и так и не научился разговаривать. Но писательница любила Джорджа, поэтому ради него выучила азбуку глухонемых.
Эдварда усыновили родственники Остенов, мальчик воспитывался в богатой семье Найтов, а Генри – амбициозный человек – работал банкиром, а затем принял сан. Фрэнсис и Чарльз связали жизни с морем, а сестра Кассандра, рисовавшая картины акварелью, так и не обрела счастье в личной жизни. Джейн и Кассандра числились во многих образовательных учреждениях, но с директрисами девочкам не везло. Помимо прочего, в одной из поездок в Саутгемптон Джейн заразилась смертельным тифом, да и денег на учебу в семье Остенов отродясь не было.
Джордж быстро понял, что таким образом его дочки не получат достойного образования, поэтому лично выступил в роли преподавателя, взяв все обязанности на себя. Таким образом, из лекций эрудированного и начитанного отца будущая писательница и ее сестра почерпнули больше, чем на школьной скамье. Мужчина делал акцент на литературе, поэтому девочки с раннего возраста полюбили творчество Шекспира, Юма, Ричардсона и других писателей. После прочтения они пересказывали друг другу произведения по памяти, обсуждали романы, дискутировали и высказывали мнения.
*** |
Гете однажды сказал: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». В действительности Джейн пользовалась божьим даром сполна: девочка начала увлекаться писательством с 14-летнего возраста. Тогда она сочинила дебютное эпистолярное произведение «Любовь и дружба». Также в юношестве были написаны передразнивающий школьные учебники бурлеск «История Англии» и сочинение «Прекрасная Кассандра», иронично высмеивавшее творческие потуги сентименталистов 18 века, например, Руссо и Шатобриана, для которых чувства стояли превыше разума.
Поэтому произведения о слащавой или неразделенной любви, читаемые светскими дамами в салонах, были ей не под стать: Джейн Остен вошла в историю литературы как сподвижница реализма, по законам которого жизнь описывалась в ее типичных чертах, без излишних метафор и чересчур патетических, претенциозных оборотов.
В 1811 году под тривиальным псевдонимом Леди Джейн выпускает диссонансный роман «Чувство и чувствительность», который повествует о любовных хитросплетениях и интригах в жизни двух сестер, совершенно непохожих друг на друга: Марианна Дэшвуд живет зовом сердца, тогда как Элеонор руководствуется разумом. Таким образом, в воображении читателя развивается некая дисгармония между двумя человеческими качествами.
Через три года Джейн радует искушенных дам и господ романом «Гордость и предубеждение», который со временем разошелся на цитаты. Примечательно, что Остин начала работать над книгой в 1795(96) году, однако на издателей этот роман не произвел должного впечатления, поэтому рукопись пылилась на полке около 15 лет.
Только благодаря «Чувству и чувствительности» – роману, который подарил писательнице дорогу в литературный мир – второе произведение Остин увидело свет. Правда, перед сдачей книги в публикацию Джейн переработала детище, изначально носившее название «Первые впечатления», практически до неузнаваемости, ведь за столько лет писательница успела поменять жизненные взгляды и набраться опыта.
В 1814 году выходит поучительный роман «Мэнсфилд-парк», а через год издательство Джона Мюррея публикует юмористическое произведение «Эмма», которое повествует об одинокой барышне, пытающейся всеми силами устроить личную жизнь знакомых и приятелей. Этот роман впечатлил даже мастера пера Вальтера Скотта.
В 1816 году Джейн становится автором бытового романа «Доводы рассудка» (опубликован посмертно), сюжет которого вращается вокруг жизни самодовольного и тщеславного сэра Уолтера, оказавшегося на грани банкротства из-за собственной глупости. Из всего обилия персонажей в этом произведении можно выделить 27-летнюю дочь Уолтера Энн Эллиот, потому что эта одинокая девушка – нетипичный книжный герой для Джейн Остин.
Несмотря на свою молодость, Энн предстает перед читателями в образе мудрой и утонченной женщины, которую в обществе называют старой девой. Энн влюбилась в молодого человека, однако, руководствуясь доводами разума, отвергла его ради дальнейшего благополучия.
Если говорить о писательском стиле Джейн Остен, то, безусловно, она утонченный психолог, разбирающийся как в душах людей, так и в бытовых проблемах, о чем можно судить по ее произведениям. Причем Джейн привыкла приправлять свои рукописи долей иронии и сарказма. Хотя просвещенческая и викторианская эпохи минули сотни лет назад, такие человеческие пороки, как лицемерие, алчность, гордыня, похоть, лень и т.д. не канули в лету.
Все это было даже во времена роскошных балов и литературных салонов. Например, можно вспомнить, как ненависть миссис Беннет к Дарси в мгновение ока преобразуется в восторженные чувства после известия о том, что молодой человек собирается сделать предложение руки и сердца ее дочери («Гордость и предубеждение»). Таким образом, Джейн разбивала в пух и прах стереотипы, которые складывались у читателей сентиментальных романов.
Личная жизнь английской романистки наполнена тайнами и загадками. Например, биографы и по сей день не знают истинную внешность Леди. Одни источники утверждают, что она была прелестной барышней, другие описывают ее как пухлую простушку, которую братья дразнили в детстве, дергая за щеки. О характере девушки тоже ходят расхожие мнения: то она предстает чопорной и строптивой девицей, то, наоборот, чуткой и обаятельной дамой с мягким голосом и добрым характером. О внешности Джейн можно судить по портрету, который выполнила Кассандра в 1810 году.
Романистка подарила миру изящные истории любви, однако сама так и не обрела счастье. Ее жизнь перевернулась в 1796 году. Томас Ланглуа Лефрой, образованный молодой человек, выходец из гугенотов, приехал погостить к своим родственникам, которые по иронии судьбы жили неподалеку от Остинов. Томас пленил сердце писательницы, мимолетная страсть вылилась в непродолжительный роман, который как быстро начался, так быстро и угас. По семейному сказанию, отношения молодых людей зашли в тупик из-за недовольства тетушки Лефроя. Позже современники говорили, что эти события нашли отголоски в «Доводах рассудка», однако Томас говаривал, что любил Джейн «детской любовью» – отношения для него ничего не значили.
А вот Остен не руководствовалась доводами разума, а превратилась в сентиментальную девушку, которая днями и ночами вспоминала свою безответную любовь, ведь, как говаривал Пушкин устами Евгения Онегина, «чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Пока романистка страдала, Томас без труда наладил свою личную жизнь: он стал верховным судьей Ирландии и женился на богатой особе Мэри, которая подарила супругу восьмерых ребятишек.
А вот у молодого человека Харриса Бигга было все донельзя наоборот: парень любил Джейн. На предложение руки и сердца девушка ответила согласием, но побыла невестой только один день: Остин не помогло лекарство времени, она не забыла Томаса, поэтому леди променяла будущее на иллюзорное прошлое. Девушка так и не сумела почувствовать себя любящей женой и познать прелесть материнства, ведь детей у романистки не было. В свободное от литературы время Джейн занималась шитьем и помогала матери по дому.
Джейн Остен страдала болезнью Аддисона (недостаточность коры надпочечников). Судя по клиническому описанию, этот недуг может протекать несколько лет без симптомов и оставаться незамеченным, однако прогрессирует из-за стрессовых ситуаций или иных заболеваний. У пациента нарушается аппетит, появляются тошнота, потеря веса, тетания и т.д.
Писательница ушла из жизни летом 1817 года на 42-м году жизни. Она прибыла в Уинчестер на лечение, но Джейн так и не удалось справиться с болезнью. Она не успела завершить произведения «Сэндитон», «Уотсоны» и «Леди Сьюзан». Роман «Нортенгерское аббатство» был опубликован посмертно.
Неудивительно, что наполненные смыслом произведения Остен не раз экранизировались.
Библиография
«Замок Лесли»