Читатели активно покупали мемуары и биографии, научную литературу, исследования об ИГИЛ и историческую прозу. Люди не доверяют официальной информации и ищут знание, которое опирается на факты. Спрос готовы удовлетворить российские писатели: издатели говорят о появлении отечественного нон-фикш, способного составить конкуренцию зарубежному.
Изначально название международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction означало вовсе не «нехудожественную литературу», как теперь думают многие ее посетители. Один из организаторов и идейных вдохновителей ярмарки, критик Александр Гаврилов, 17 лет назад предложил игру слов: интеллектуальная литература в нашей стране - «не фикция». Из камерного мероприятия «для своих» ярмарка действительно превратилась в наиболее престижный отечественный книжный форум. Читатели приходят сюда за качественной литературой — лучшими отечественными и зарубежными новинками.
В этом году, вопреки опасениям издателей — все-таки кризис — посетителей на ярмарке было ощутимо больше, чем раньше. Даже по утрам, даже в дни открытия и закрытия. Вечером 29 ноября, через полчаса после официального закрытия, на самом последнем мероприятии программы - встрече со швейцарским физиком Николя Жизаном — яблоку негде было упасть. Люди задавали вопросы про фотонные потоки и покупали «Квантовую случайность», чтобы подписать у автора.
Однако читатели стали экономнее. На стенды они приходили со списками или открытыми на смартфонах рекомендациями СМИ и брали только то, что наметили заранее. Книги из таких списков, например, «Есть вещи поважнее футбола» Дмитрия Данилова и «Музей воды» Дмитрия Бавильского продавали со скоростью 15 экземпляров за десять минут - «специально засекли время», рассказала Юлия Качалкина, руководитель направления современной литературы «РИПОЛ классик».
«Люди стали покупать обдуманнее и меньше, это чувствуется даже по количеству сотенных бумажек в кассе, - поделилась наблюдениями главный редактор «Фантом Пресс» Алла Штейнман. - Последние лет пять на нон-фикшн мы то и дело бегали разменивать пятитысячные купюры, а в этом году не пришлось ни разу». Сильно уменьшилась доля импульсных покупок. Уговорить читателя скупить полстенда разом, как в прошлые сезоны, мало кому из издателей удавалось.
«Экономность и разборчивость - заметные новые тренды, - подтверждает Екатерина Бунтман. По ее словам, видно, что покупки даются людям труднее, всё больше покупателей только прицениваются. Но при этом есть ощущение, что книга для ребёнка - то, на что людям приятнее всего тратить деньги.
«Дорогие книги, например, большие альбомы по искусству, конечно, ощутили влияние кризиса - а на интеллектуальную и научную литературу кризис не влияет. Наоборот, вакуум идей и смыслов, который возник, постепенно растущее разочарование в ситуации и беспокойство толкают людей на поиск серьезного чтения», - подытожила главный редактор издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова.
В этом году ярмарка Non/Fiction впервые полностью соответствовала своему названию в понимании книжного рынка. На стендах всех издательств, и взрослых, и детских преобладала та самая качественная нехудожественная литература, которую принято называть нон-фикшн.