
Прозаик, сценарист, драматург.
 Тендряков Владимир Фёдорович родился в семье советских служащих. После  окончания средней школы добровольцем ушёл на фронт, был комиссован после  тяжёлого ранения. Учительствовал в школе, был комсомольским работником.
В 1945 г. поступил на художественный факультет во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии), в 1946 г. перешёл в Литературный институт им. М. Горького, в семинар К. Г. Паустовского. После окончания учебы (1951) работал в Вологде и Грязовце корреспондентом журнала «Огонек».
Стал печататься в 1940-х гг., но известность ему принесли повести о колхозной деревне 1950-х гг.: «Падение Ивана Чупрова» (1953) и «Не ко двору» (1954). В дальнейшем писатель жил и работал в Москве, был членом правления Союза писателей СССР и Союза писателей РСФСР, членом редколлегии атеистического журнала «Наука и религия». С Вологодской писательской организацией связь не поддерживал, в родной деревне был лишь однажды. Имя Тендрякова присвоено Вологодской юношеской библиотеке.
В. Ф. Тендряков был одним из предшественников «деревенской» прозы, но не стал писателем-«деревенщиком», стремился исследовать различные стороны современной ему действительности. В критической литературе чаще всего выделяют следующие циклы в его прозе: «деревенский», «школьный» и «атеистический». «Деревенский» цикл не был оценен в полной мере — как при жизни автора, так и после его смерти (исключение -произведения, посвящённые теме коллективизации). Цикл «атеистический» оказался «неподъемным» и для читателей, и для самого Тендрякова из-за нерешённых, внутренне противоречивых мировоззренческих проблем (по его собственным словам, он «как писатель старался показать, что религию никогда не интересовало и не интересует, в какие условия поставлена человеческая личность, что её конкретно радует, волнует, тревожит»). «Школьный» же цикл принёс В. Тендрякову заслуженную славу.
Тендряков — автор остросюжетных и остросоциальных рассказов, повестей  и романов, в которых предпринята попытка решить мировоззренческие и  этические проблемы (сам Тендряков констатировал: «Моё поколение их не  решило»).
 Так, в повести «Ухабы» (1956) показано, к каким трагическим последствиям  приводит формальное, бессердечное руководство людьми. В повестях  «Чудотворная» (1958), «Чрезвычайное» (1961), «Апостольская командировка»  (1969), «Затмение» (1977) дан анализ народно-религиозного сознания в  самый неблагоприятный в этом отношении период нашей истории. В рассказе  «Донна Анна» (1971, опубликован в 1988) и в повести «Три мешка сорной  пшеницы» (1972) главным является столкновение романтического идеала с  реальной действительностью.
В «Весенних перевертышах» (1973) рассказано о сложностях «переходного» (от детства к юности) этапа человеческой жизни, поиска себя как личности, автор размышляет о времени, о вечности, о загадке бытия. Главный герой повести Дюшка Тягунов впервые сталкивается с «проклятыми» философскими вопросами: «Что такое жизнь? Есть ли бессмертие? В чем смысл человеческого пути?». Он испытывает неведомые ему ранее эмоции (страницы повести овеяны свежестью и полнотой первой любви), впервые узнает, что в одном и том же человеке необъяснимым образом совмещаются добрые и злые начала. Авторское знание психологии подростка было подлинным и глубоким, сами дети спрашивали учителей: «Откуда Тендряков всё это знает? Как сумел проникнуть в наше тайное тайных?» (Из письма учительницы Горюхиной из Новосибирска.)
В центре повестей «Ночь после выпуска» (1974) и «Расплата» (1979) представлен конфликт с совестью на фоне изображенного автором главного изъяна советской школы — отсутствия полноценной духовной основы в воспитании и образовании. Так, учитель литературы Аркадий Памятнов («Расплата») признаёт, что его воспитательные принципы («Не смей мириться с плохим, воюй с подлостью любыми средствами») терпят крах. Один из его учеников, Коля Корякин, убивает собственного отца.
Особое место в творчестве Тендрякова занимают опубликованные лишь в 1980-е гг. произведения, посвящённые теме коллективизации («Хлеб для собаки» — 1970, «Пара гнедых» — 1971, «Параня» — 1971), репрессий («Охота» — 1970), волюнтаризма («На блаженном острове коммунизма» — 1974) и др. Они оказались в ряду «возвращённой» литературы, однако их проблематика в целом не выходила за общие рамки тендряковской прозы. Исключением стал роман «Покушение на миражи» (1982, опубликован в 1987), в котором Тендряков подвёл итог своих многолетних нравственно-философских исканий. Первоначальное название романа — «Евангелие от компьютера» — отсылает читателя к его сюжету. Герои, программисты-экспериментаторы, решили ввести в машину всю историю человечества, исключив из неё Христа, однако Богочеловек «воскресает» в программе совершенно необъяснимым образом, «смертию смерть поправ». Эта кульминация достаточно неожиданна для тендряковского текста, в целом весьма далёкого от подлинного христианства.
Приметы неповторимого стиля прозы Тендрякова — сложные  психологические коллизии, обстоятельства, в которых оказываются герои,  постоянные споры, драматические, а то и трагические развязки, страстное  авторское слово. Эти качества художественных произведений, созданных  Тендряковым, оказались востребованными не только в литературе, но и в  киноискусстве. Многие из них экранизированы.
 «Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX  века, то без книг Тендрякова они этого не поймут», — писал К. Икрамов.
Сочинения
 Падение Ивана Чупрова (1953) — повесть
 Ненастье (1954) — повесть
 Не ко двору (1954) — повесть
 Тугой узел (1956) — роман
 Ухабы (1956) — повесть
 Чудотворная (1958) — повесть
 За бегущим днем (1959) — роман
 Суд (1960) — повесть
 Тройка, семерка, туз (1961) — повесть
 Чрезвычайное (1961) — повесть
 Путешествие длиной в век (1964) — фантастическая повесть
 Свидание с Нефертити (1964) — роман
 Находка (1965) — повесть
 Поденка — век короткий (1965)
 Кончина (1968)
 Апостольская командировка (1969) — повесть
 Донна Анна (1969, опубликован в 1988) — рассказ
 Охота (1971, опубликован в 1988) — рассказ
 Белый флаг (1962, совместно с К. Икрамовым) — пьеса
 Шестьдесят свечей (1972) — повесть
 Весенние перевёртыши (1973)
 Совет да любовь (1973) — пьеса
 Три мешка сорной пшеницы (1973)
 Ночь после выпуска (1974)
 На блаженном острове коммунизма (1974, опубликовано в 1988)
 Затмение (1977) — повесть
 Расплата (1979) — повесть
 Покушение на миражи (1979-82, опубликован в 1987) — роман
Экранизации и сценарии
 «Чужая родня» (Ленфильм, 1955) по повести «Не ко двору», сценарий В. Тендрякова.
 «Саша вступает в жизнь» (Мосфильм, 1957) по роману «Тугой узел», сценарий В. Тендрякова.
 «Чудотворная» (Мосфильм, 1960) по одноименной повести , сценарий В. Тендрякова.
 «49 дней» (Мосфильм, 1962) сценарий Ю. Бондарева и В. Тендрякова.
 «Суд» (Мосфильм, 1962) по одноименной повести , сценарий В. Тендрякова.
 «Весенние перевертыши» (Ленфильм, 1974), сценарий В. Тендрякова,  удостоен премии за лучший сценарий на VIII Всесоюзном кинофестивале в  Кишинёве (1975)[1]
Инсценировки
 «Без креста» (1963) — инсценировка Московского театра «Современник» по повести «Чудотворная».
 «Три мешка сорной пшеницы» (1975) — постановка Ленинградского Большого драматического театра.
Библиография
 Тендряков В.Ф. Избранные произведения. Т. 1-2, М., 1963.
 Тендряков В.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1978-80.
 Тендряков В.Ф. Собрание сочинений в пяти томах. М., 1987-89.
 Кончина: Повести, Рассказы. — М., 1990;
 Охота. — М., 1991;
 Неизданное: Проза. Публицистика. Драматургия. - М., 1995.