Немецкий драматург и романист Герхарт Иоханн Роберт Гауптман родился в Оберзальцбрунне (ныне Щавно-Здруй, Польша), известном курорте в Силезии. Он был младшим из четырех детей Роберта Гауптмана, владельца фешенебельного отеля, и Марии Штрелер. Учился Герхарт в сельской школе, где изучал латынь, и в гимназии в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Однако к своим занятиям юноша проявлял мало интереса, считая школу «пыткой», и в возрасте 15 лет был отправлен изучать фермерское дело в имении своего дяди, где он жил в течение года. Хотя пребывание Герхарта на ферме было кратковременным, опыт, который он приобрел, в дальнейшем сказался. «Я именно тогда стал понимать, что я собой представляю, чего стою и каковы мои права, – писал Г. 30 лет спустя. – Я приобрел независимость, решительность и собственный взгляд на мир – все то, чем располагаю и теперь».
В 1880 г. по совету своего брата Карла Г. поступил в Академию художеств в Бреслау в класс скульптуры, а в следующем году обручился с Марией Тинеман, состоятельной женщиной, которая на первых порах оказывала своему жениху солидную материальную помощь. Учась на историческом факультете Йенского университета, Г. сблизился с видным немецким биологом и философом Эрнстом Геккелем, который познакомил его с идеями Чарлза Дарвина, оказавшего своими теориями большое влияние на развитие реализма в европейских литературах.
Изучая скульптуру в Риме в 1883...1884 гг., Г. заинтересовался античным искусством и написал эпико-романтическую поэму по мотивам мифа о Прометее. В 1885 г. он женится на Марии Тинеман и поселяется в городке Эркнере в пригороде Берлина, где попадает в среду прогрессивно мыслящих интеллектуалов и с увлечением читает Маркса, Энгельса, Толстого, Золя и Ибсена.
Несмотря на то что натурализм в это время уже прочно укоренился в литературе России, Франции и скандинавских стран, в Германии этот художественный метод распространен не был, романтизм оставался основным литературным жанром немецкой литературы. В 1889 г. группа немецких писателей и критиков создала театр-студию «Свободная сцена», где сначала были поставлены «Призраки» Ибсена, а затем первая пьеса Г. «Перед восходом солнца» ("Vor Sonnenaufgang", 1889) – трагическая история быстрого обогащения и столь же быстрого краха крестьянской семьи, написанная на силезском диалекте. Первая натуралистическая драма на немецком языке, эта пьеса потрясла публику своим беспощадным правдоподобием и живым народным языком; благодаря ее скандальному успеху о Г. заговорили как о серьезном, подающем надежды драматурге.
На двух следующих пьесах Г., «Праздник перемирия» ("Das Friedensfest", 1890) и «Одинокие» ("Einsame Menschen", 1891), сказалось влияние Ибсена. Истинное же признание принесла Г. пьеса «Ткачи» ("Die Weber", 1893), выдержанное в реалистическом ключе описание забастовки силезских ткачей 1844 года. Драматург отказывается здесь от традиционного деления действующих лиц на положительных и отрицательных, от нравственного суда над своими героями.
«Бобровая шуба» ("Der Biberpelz", 1893), сатирическая комедия о покладистой прачке, также написана в натуралистической манере. Однако в следующей пьесе, «Вознесение Ханнеле» («Наnnеles Himmelfahrt", 1894), Г. удивил и зрителей и критиков отходом от натурализма к символизму и фантазии. В этой пьесе натуралистические сцены в прозе, рисующие жизнь затравленной 14-летней девочки, чередуются со стихотворными пассажами, представляющими собой ее мечты. Возвращаясь к натурализму во «Флориане Гейере» ("Florian Geyer", 1896), Г. создает широкую историческую панораму крестьянской войны 1524...1525 гг. В «Потонувшем колоколе» ("Die versunkene Glocke", 1897) Г., изображая мытарства художника, мастера, широко пользуется элементами сказки, предания, поверья.
Между тем Г. преследовали семейные неурядицы. В 1900 г. молодая скрипачка и актриса Маргарет Маршалк родила от него сына. В следующем году Г. строит дом в Агнетендорфе (ныне Ягнякув, Польша), куда переезжает вместе с Маршалк и ребенком. В 1904 г., после развода с женой, от которой у него было трое детей, он женится на Маршалк.
Расстроенный падающей популярностью и отсутствием творческой энергии, Г, в 1907 г. отправляется в Грецию, где создает «Греческую весну» ("Griechischer Fruhling", 1908). Написанная в форме путевого дневника, эта книга в действительности представляет собой попытку Г. разобраться в противоречии между приверженностью к христианскому наследию и тягой к язычеству античной культуры. Этой же теме посвящены и два романа: «Юродивый Эммануэль Квинт» ("Der Narr in Christo Emmanuel Quint", 1910) – история о силезском плотнике, современном мистике, чья жизнь сравнивается с жизнью Иисуса; и «Остров великой матери» ("Die Insel der grossen Mutter", 1912).
В 1912 году Г. был награжден Нобелевской премией «прежде всего в знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства». Представитель Шведской академии Ханс Хильдебранд в своей речи с похвалой отозвался о способности Г. «проникать в глубины человеческого духа... Реализм в пьесах Г. неизбежно ведет к мечте о новой и лучшей жизни, к претворению этой мечты в жизнь».
Поблагодарив Нобелевский комитет в краткой ответной речи, Г. отдал должное «тем идеалам, которым служит Нобелевский фонд». «Я имею в виду идеал всеобщего мира, к которому в конечном счете стремятся искусство и наука», – сказал он.
Будучи пацифистом на протяжении всей жизни, Г. сохранил свои убеждения и во время первой мировой войны; после поражения Германии в 1918 г. драматург выступал за создание Веймарской республики. После прихода Гитлера к власти, несмотря на то что Гитлер и нацизм были ему отвратительны, драматург предпочел остаться на родине, чем вызвал недовольство многих своих почитателей.
Во времена «третьего рейха» пьесы Г. редко ставились на сцене; вместе с тем нацистское правительство в 1942 г. выделило средства на издание полного, 17-томного Собрания сочинений драматурга. В эти годы писателем созданы фантастическая поэма «Великий сон» ("Der grosse Traum", 1942) и «Атриды» ("Die Atriden-Tetralogie", 1949) – драматическая тетралогия в стихах на сюжет греческой легенды об Атридах, где жестокость греческих мифов перекликается с ужасами второй мировой войны.
Когда в 1945 г. союзники разбомбили Дрезден, город, который Г. очень любил, драматург был глубоко потрясен и впал в апатию. В 1946 г. Г. умер от воспаления легких в своем доме в Агнетендорфе.
После смерти Г. в 1946 году его слава померкла, пьесы драматурга ставятся теперь, как правило, только в Германии и гораздо реже в других странах. «Пьесы, написанные им за последние 25 лет жизни, ничего собой не представляют, – писал критик Джон Гасснер, – и теперь даже главные его произведения звучат фальшиво – как в самой Германии, так и за ее пределами».
Даже горячие почитатели Г. признают, что самые удачные его пьесы – ранние. И тем не менее, оценивая достижения драматурга в целом, его биограф Хью Гартен называет Г. «одним из последних истинных гуманистов, который унаследовал и, во всем многообразии своих героев, развил великую европейскую традицию».