19 сентября 1990 года в московском кинотеатре «Октябрь» состоялась премьера самой кассовой американской и первой в мире цветной полнометражной киноленты «Унесенные ветром», снятой в 1939 году режиссером Виктором Флемингом по одноименному роману Маргарет Митчелл. Премьера прошла при большом стечении кинозрителей через 21 год после первого показа фильма на 6-м Московском международном кинофестивале в 1969 году и через 50 лет после премьеры картины в Атланте, где разворачивается действие «Унесенных ветром» в период гражданской войны между Севером и Югом. В роли главной героини, Скарлетт О’Хары, снялась английская актриса Вивьен Ли, ее мужа и возлюбленного, Ретта Батлера, сыграл американский актер Кларк Гейбл. Как было написано в одном из перестроечных таблоидов: «Московские любители кино дружно ломанулись в «Октябрь», чтобы увидеть не столько захватывающие коллизии грандиозной картины, а сколько для того, чтобы посмотреть на непревзойденную Вивьен Ли. В этой их жажде даже Кларк Гейбл отошел на второй план, хотя и он великолепен во всех психологических нюансах трагической любви. Они оба создали выдающийся драматический дуэт с концом, открытом в бесконечность, как “любовь к родным плантация”».
Финальная реплика Ретта Батлера: «Ты знаешь, дорогая, мне теперь на это наплевать», занимает второе место среди самых повторяемых реплик из всех американских фильмов. Это он так Скарлетт сказал, когда она после очередной ссоры сказала ему: «Ретт, если ты уйдёшь, куда идти мне?! Что мне делать?!» И ничего ей не оставалось делать, как только оказаться на той же плантации, с панорамы которой начинается картина.
На день завершения съёмок «Унесенных ветром» Вивьен Ли было 26 лет. И столько же на день вручения фильму 8 «Оскаров», из коих один – за лучшую женскую роль. Автор романа Маргарет Митчелл осталась ее игрой очень довольна, хотя о выведенном ею образе Скарлетт говорила, что находит «нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини. Я старалась написать совсем другую женщину». До начала съемок Вивьен Ли была одной из 1400 актрис, проходивших пробы на роль Скарлетт О’Хары. Добавим к этому, что в картине нет ни одного настоящего паровоза, прибывшего на съемки из Читтануги: все созданы из фанеры. В картине есть 60 актеров, 1000 лошадей, 5000 костюмов и множество прочего всякого разного. Но это, как говорится, материальная часть. Что же касается сути картины, то выглядит она «по-киноведчески» так: «Могучие ветры Гражданской войны в один миг уносят беззаботную юность южанки Скарлетт О’Хара, когда привычный шум балов сменяется грохотом канонад на подступах к родному дому. Для молодой женщины, вынужденной бороться за новую жизнь на разоренной земле, испытания и лишения становятся шансом переосмыслить идеалы, обрести веру в себя и найти настоящую любовь».
Девочку 1913 года рождения звали Вивиан Мэри Хартли. Родилась она в далеком от Лондона Дарджилинге, где в составе индийской кавалерии служил ее отец, доблестный офицер и потомственный англичанин Эрнест Хартли. Свою первую роль Маленького барашка из поэтической книги «Маленький Бо Пип» Вивиан сыграла в три года в составе любительской театральной труппы ее матери, женщины ирландского и французского происхождения, Гертруды Робинсон Яки. Гертруда читала Вивиан замечательные книги Редъярда Каплинга, Ганса Христиана Андерсена, Льюиса Кэрролла… И древнегреческие мифы в изложении мамы захватывали девочку, и она в воображении переносилась на тысячелетия назад, где жили эти бессмертные герои, постоянно сражавшиеся друг с другом. А когда Вивиан еще не родилась, Гертруда часами смотрела на Гималаи. В Индии существует поверие: если женщина в ожидании ребенка будет долго и часто смотреть на красоту Гималаев, то и ребенок родится такой же красивый. Сбылось древнее индийское поверие. Не без трагических изъянов, силу которых великой актрисе, при всей ее целеустремленности и всем ее упорстве, преодолеть не удалось.
Учиться отдали Вивиан в религиозную школу Святого Сердца в мелком местечке под Лондоном. Начало обучения приходится на 1920 год, когда семья из Индии переехала в британскую столицу: папа получил не военное, а гражданское назначение. Школа была монастырской в строгом соответствии с этим понятием. Послушницам запрещалось носить лакированную обувь, чтобы в гладкой поверхности башмаков не отражалось девичье нижнее белье. Раздеться и помыться голышом также находилось под запретом: хочешь – мойся, однако только в рубашке. Все это казалось Вивиан скучным и нелепым, однако привыкла и училась замечательно. Мечта же о кино и театре была все сильнее, и смутно вспоминался Маленький детский барашек как существо какого-то неизвестного, но волшебного свойства.
После обучения в нескольких монастырских школах Европы Вивиана поступила в Королевскую академию драматическая искусства. Тут возникает некоторая странность. Мама, автор начального гуманитарного образования дочери, почему-то была против ее артистической профессии, а папа, напротив, за. Папа, должно быть, предчувствовал, какого масштаба актрисой станет его дочь, а мама отчего-то не предчувствовала. Мама полагала, что очень красивая Вивиан, рожденная при созерцании Гималаев, строго воспитанная, не подверженная веяниям «эмансипированной современности», удачно выйдет замуж, станет светской дамой, и сам британский король будет рад ее видеть на всех балах и приемах. Отчасти так и вышло. Но только не король был рад ее видеть на балах и приемах, а Уинстон Черчилль. Его любимым фильмом был «Леди Гамильтон» (1940) с Виевьен Ли в главной роли. А «Мост Ватерлоо» как трофейная лента попал после войны в советский прокат, и наши зрители в массе своей сочувствовали судьбе девушки, разрушенной войной, не ведая, что актриса на экране прекрасно знакома с самым убежденным антисоветчиком в истории человечества.
Ее первая заметная театральная роль – в спектакле «Маска добродетели»; первые роли в кино – в картинах: «Дела идут на лад» (играла школьницу за 7,5 долларов за один съемочный день), «Сельский сквайер», «Взгляни и засмейся». Это было в 1934 году. Вивиан – 21 год. И она еще не актриса, известная под своим всемирным именем, а не очень известная Эйприл Морн. Впрочем, этот псевдоним, предложенный ее первым агентом Джоном Глиддоном, не долго просуществовал: всего нескольких дней. Вивиан, девушка молодая, но очень упорная, настояла, чтобы звали ее Вивьен Ли, а не «Апрельское утро» (в переводе с английского на русский). К этому стоит добавить, что она уже была замужем за Гербертом Ли Холманом, адвокатом, и родила дочь Сюзанну. И через месяц после рождения дочери очень стала скучать. И от скуки снялась в рекламе табачной продукции. Муж не был против: никакая реклама никакой продукции не способна нарушить семейного счастья…
Великий Лоуренс Оливье – ее второй муж, ставший им официально в 1940 году. До этого Вивьен и он были любовниками, и охота за ними многочисленных журналистов была до крайности беспардонной. А еще раньше, до знакомства с ним, она почти каждый вечер приходила в театр, где в шекспировских ролях блистал Оливье, и убеждала свою подругу, что на сцене тот самый мужчина, с которым она во что бы то ни стало свяжет свою дальнейшую жизнь. Подруга не верила. Подруга была убеждена, что этого никогда не случится: «ты – какая-то начинающая театральная девочка, а он – уже выдающийся английский актер». Однако случилось. Совместную жизнь прожили сложную, не без тяжелых конфликтов, родить ребенка у нее больше не получилось, и в 1960 году развелись. О чем во всех самых бульварных и самых небульварных газетах было много чего написано, кроме той правды, почему случился «звездный развод» и какую трагедию пережили великие артисты. Правда эта неизвестна до сих пор, когда уже о жизни Вивьен Ли вроде все опубликовано. Все, что сумели найти. Кроме ее дневников, часть которых, по одной из версий, она вела в психиатрической больнице, куда попала после нервного срыва на съемках… И о ее тяжелой депрессии, последовавшей за разводом, много сказано, и об обострившемся туберкулезе, начавшемся в юности, вскоре после переезда в «туманный Лондон» из далекой и почти мистической «Страны гор», где судьбоносно само их созерцание…
Картина «Трамвай «Желание» режиссера Элиа Казана по пьесе Теннеси Уильямса и второй «Оскар» Вивьен Ли за роль бывшей учительницы Бланш Дюбуа, мечтающей о счастье и не имеющей возможности его достичь. Партнер и также обладатель «Оскара» – Марлон Брандо, сыгравший слишком вспыльчивого и грубого Стэнли Ковальски. И вновь увидели зрители виртуозный актерский дуэт, как и в более ранних «Унесенных ветром» с Кларком Гейблом, в картинах «Мост Ватерлоо» с Робертом Тэйлором и «Леди Гамильтон» с Лоуренсом Оливье… Видели тысячи поклонников Вивьен и на сцене театра, где играла она. Она говорила, что «актриса не перед камерой, а в театре». И на ее счету десятки блестящих театральных ролей, и в «Иванове» она играла, и говорила, что честь для нее играть в этой пьесе гениального русского драматурга.
В 1965 году в «Корабле дураков» Стэнли Крамера сыграла Вивьен Ли свою последнюю кинороль, но продолжала выходить на сцену до того дня в 1967 года, когда после спектакля потеряла сознание… Мечта ее давняя – играть на сцене до 90 лет не сбылась, но одной из самых великих актрис ХХ века осталась Вивьен Ли навсегда. Как и самой красивой актрисой в истории мирового кинематографа, хотя мнения тут могут расходиться…
Владимир Вестер