В России семейные и литературные ценности всегда были связаны. Собравшись за столом, читали вслух любимые книги, декламировали стихи, обсуждали новинки. Были целые семейные кланы профессиональных литераторов: Пушкины, Аксаковы, Толстые...
Новиковы - современная московская литературная семья. "Семейный дневник" - результат их постоянной работы, которая нацелена на то, чтобы помочь читателю сориентироваться в море актуальной словесности, понять, что надо читать, а что - необязательно.
Об авторах
Ольга Новикова – прозаик, литературовед, автор книг «В.Каверин. Критический очерк» (в соавторстве с Вл. Новиковым), «Женский роман», «Мужской роман», «Приключения женственности», «Четыре Пигмалиона», «Строгая дама», «Гедонисты и сердечная», «Убить?».
Владимир Новиков – литературовед, прозаик, автор сборников статей «Диалог» и «Заскок», книг о Тынянове (в соавторстве с В. Кавериным), о Высоцком, о литературной пародии, книг прозы «Роман с языком» и «Любить!».
Лиза Новикова – кандидат филологических наук, критик, обозреватель газеты «Коммерсант».
ФРАГМЕНТ
Настоящей литературе тяжело. К кому кинуться за помощью? К ближайшим родственникам, конечно. У писателей это вроде бы газетчики, ведь они тоже работают для читающего народа.
Посмотрим на типичного главного редактора современной общеполитической газеты. И выяснится, что он нам и не друг и не родственник, он нам - заклятый враг. Любое имя писателя недонцовского разлива вызывает у него недоумение или аллергию: не надо о нем статьи, не надо с ним интервью! Почему же? Может быть, этот начальничек в юности сильно обжегся на писании неудачных стихов или рассказов? Или, рабски завися теперь от самодура-инвестора, он просто смертельно завидует тем, кто пишет свободно и свое, пусть за копейки?
Так или иначе, высокая литература на газетном пространстве даже не гость случайный, а прямо-таки персона нон грата. Кстати, за рубежом дело обстоит совсем не так. Читая, к примеру, «Нойе Цюрхер Цайтунг», можно получить представление о современной немецкоязычной поэзии, поскольку там регулярно публикуются стихи, причем не только злободневные, но и с философскими размышлениями, с картинами природы. Нам попадались даже переводы с русского.
А как у нас, в великой стране, славной в первую очередь не журналистикой, а стихами? Разве может молодой российский лирик (не достигший, скажем, шестидесяти лет и не имеющий репутации, сложившейся «еще в советскую эпоху») увидеть свои строки на свежей полосе продвинутой столичной газеты?
И еще западноевропейские издания, что «Монд», что «Ди Цайт», удивляют русский глаз традиционностью, достойной сдержанностью своих литературно-критических материалов. Никакой особой попсовости или скандальности. Обзор, аналитическая статья, беседа - все то, чего так мало теперь у нас. Там приглашают внештатных экспертов-филологов, у нас же главные редакторы не слыхивали имен Сергея Бочарова, Юрия Манна... А молодому критику в отечественной прессе порой приходится прятать весь свой культурный багаж и учиться «ботать» по вульгарнейшей фене.
К чему все это приводит? Люди перестают читать не только книги, но и те же газеты. Как для полноценной книги часто нет покупателя, так и от газет уходят подписчики. А без их поддержки неизбежна полная зависимость печатных органов от зачастую невежественных хозяев-толстосумов. И, конечно, не спасают положение бесстыжие приписки в цифрах так называемого общего тиража. Газетный мир рискует превратиться в экстенсивное производство бумажной массы, заполненной буквами и цветными картинками...
Автор: Новиков Владимир
Раздел: Библиотека Модной Жизни
На эту книгу не было комментариев.