Начиная с «Не горюй!», вспоминаются все его чудесные кинофильмы. И у каждого среди этих шедевров есть свой самый любимый, пересмотренный неисчислимое число раз... Автор биографических книг «Безбилетный пассажир» (2002), «Тостуемый пьет до дна» (2005), «Чито-грито» (2006). В нашем издательстве увидел свет один их самых замечательных альбомов – художника Георгия Данелии.
Родился в сердце солнечной Грузии – Тбилиси. Это случилось в августе 1930 года. Папа Николай Данелия работал инженером-путейцем, а мама Мери Анджапаридзе – ассистентом на «Мосфильме». Именно мама привила сыну любовь к кинематографу. На выбор будущей профессии Георгия Данелии повлияли и родные дядя и тетя: Верико Анджапаридзе и Михаил Чиаурели – народные артисты СССР.
Когда сыну исполнился год, родители переехали в Москву. Здесь отец вскоре был назначен бригадиром, а потом и главным инженером столичного Метростроя, а мама поднялась в карьерной иерархии до режиссера-постановщика и получила Сталинскую премию 1-й степени.
Георгий Данелия не сразу определился с будущей профессией. Сначала юноша поступил в архитектурный вуз и после окончания учебы даже устроился на должность архитектора в институт проектирования. Но вскоре Данелия понял, что больше всего его влечет кинематограф. Поэтому Георгий Николаевич бросил проектирование и поступил на режиссерские курсы при «Мосфильме».
Режиссерские курсы Георгий Данелия окончил в 1959 году. Курсовой работой Данелии стала короткометражка «Васисуалий Лоханкин», а дипломной – лента «Тоже люди». Уже по этим двум фильмам становится понятно, что у молодого режиссера Данелии большое будущее.
По окончании курсов Георгий Николаевич устроился на студии «Мосфильм». Данелию приняли на работу как режиссера-постановщика. Творческая биография Данелии начала пополняться проектами, которые принесли режиссеру всесоюзную славу.
Первые же ленты заставили уважать молодого режиссера. Картину «Сережа», получившую несколько престижных наград, Данелия снимал совместно с Игорем Таланкиным. В этой работе чувствовались свежее дыхание и новаторский подход. А в 1964 году на экраны вышла картина Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Молодой режиссер проснулся знаменитым. Эта лента, вышедшая во время хрущевской оттепели, становится культурным событием и открытием года.
В следующем году на экраны страны вышел фильм «Тридцать три». Этой работой Данелия сразу же завоевал себе нишу нового мастера советской комедии. Кроме меткой и злободневной сатиры Георгий Николаевич сумел продемонстрировать умение гротескно и в то же время тонко и лирично раскрыть действительность. Особо надо отметить талант режиссера к созданию слаженного ансамбля из отличающихся актеров, принадлежащих к разным школам и поколениям.
После выхода «Тридцать три» было решено использовать юмористический талант режиссера в сатирическом киножурнале «Фитиль», для которого Георгий Николаевич снял десяток миниатюр. Лента «Не горюй!», в которой Георгий Данелия собрал знаменитых грузинских актеров Вахтанга Кикабидзе, Серго Закариадзе, Софико Чиаурели, а также Евгения Леонова и Анастасию Вертинскую, также тепло была принята зрителями и кинокритиками. Здесь впервые режиссер пригласил на съемочную площадку собственную сестру Софико Чиаурели.
В 1979 году вышла замечательная комедийная мелодрама Данелии «Осенний марафон». Впервые Георгий Николаевич пригласил в фильм Олега Басилашвили. Надо сказать, что в жизни артист такой же решительный и напористый, как и его герой в «Служебном романе». И лишь Данелия сумел рассмотреть в актере черты, которые позволили воплотить в Басилашвили образ неуверенного, слабохарактерного интеллигента Бузыкина, разрывающегося между двумя женщинами. Зрители впервые увидели другую, непривычную грань таланта Олега Басилашвили.
Критики говорят, что этот талант Георгия Данелии – раскрывать популярного актера с неизвестной стороны – особенно ценен. Как и умение режиссера использовать в комедиях элементы мелодрамы или даже драмы. Эта черта режиссера прослеживается как в «Осеннем марафоне», так и в других картинах Данелии «Мимино» и «Афоня». Здесь можно по-разному смеяться: от души, с горечью, а иногда и с грустью.
В 1986 году вышел легендарный фильм Данелии «Кин-дза-дза». Лента в перестроечные годы, да и сегодня, имела огромный успех. Использование в комедии научной фантастики было новаторским для советского кинематографа. Актерский состав был подобран гениально. Эта антиутопия сразу же оказалась разобрана на цитаты.
Своим лучшим фильмом режиссер считает картину менее популярную, чем остальные – «Слезы капали». Эта картина – грустный пересказ сказочного сюжета на современный лад, перепев знаменитой сказки о Снежной королеве. Главного героя сыграл Евгений Леонов. После попадания в глаз осколка магического зеркала герой увидел в окружающих много пороков, которые не замечал раньше. Здесь снова есть и сатира, и добрый юмор, и грустный смех сквозь слезы.
В 1990-ые годы Георгий Данелия продолжил снимать фирменные грустные комедии. Среди них можно отметить картины «Настя», «Орел и решка», «Паспорт». За эти работы их создатель в 1997 году получил Государственную премию России. Также Данелия выступил соавтором комедии «Джентльмены удачи» и новогодней ленты «Француз».
Кроме работы над фильмами у Данелии много иных увлечений. Режиссер интересуется музыкой, живописью, графикой. Две академии – Национальная кинематографических искусств и «Ника» – выбрали Данелию своим академиком. Перечислить все звания и награды Георгия Данелии очень сложно. Наивысшая из них – звание «Народный артист РСФСР и СССР».
С 2003 года режиссер стал председателем «Фонда Георгия Данелии», на официальном сайте которого обозначены такие цели фонда, как поддержание кинематографических традиций и помощь в развитии кино. Вскоре работой фонда начала заниматься жена режиссера Галина Ивановна Данелия, которая затем возглавила фонд мужа.
В 2015 году фонд начал новый проект «Кино в театре», который заключался в сценической адаптации знаменитых кинофильмов. Создатели проекта решили запустить обратный процесс экранизации театральных пьес.
https://24smi.org/celebrity/1263-georgij-daneliya.html